«Сорок человек, восемь лошадей». «Теплушка»

С развитием в XIX веке железнодорожного дела в России, выбором ширины колеи и габарита подвижного состава, остро встала необходимость стандартизации огромной массы существовавших в то время грузовых вагонов различной конструкции, для обеспечения бесперегрузочного перевозочного процесса на всей сети железных дорог.

Двухосный товарный вагон Петербурго-Варшавской железной дороги постройки Александровского завода, 1860г.
Двухосный товарный вагон Петербурго-Варшавской железной дороги постройки Александровского завода, 1860г.

С этой целью, в 1875 году, Министерство путей сообщения (МПС) издало особое распоряжение, предусматривающее одновременно как строительство так и восстановление повреждённых кузовов товарных вагонов, но только с чётко определёнными одинаковыми внутренними размерами:

длиной 6400 мм и шириной 2743 мм при базе вагона 3810 мм.

"Сорок человек, восемь лошадей". «Теплушка» - самый массовый тип товарного вагона в мире, откуда пошло такое название?

Вагоны, построенные в соответствии с этими размерами, стали именоваться нормальными товарными вагонами (НТВ).

Введение нормальных размеров вагонов обусловливалось прежде всего необходимостью массовой и быстрой переброски войск: на складах всех железных дорог хранились доски определенных размеров (съёмное воинское оборудование), которые при подготовке к перевозкам людей укладывали в вагоны, образуя 2-х или 3-х ярусные нары. Эти доски должны были соответствовать внутренним размерам кузова.

Юбилейный 30-тысячный нормальный товарный вагон грузоподъёмностью 750 пудов постройки Сормовского завода, 1911г.
Юбилейный 30-тысячный нормальный товарный вагон грузоподъёмностью 750 пудов постройки Сормовского завода, 1911г.

После войны из-за нехватки классных (то есть пассажирских) вагонов использовали в пригородном сообщении товарные теплушки, в которые устанавливали лавки и печь. Собственно, слово «теплушка» отсюда и пошло: вагон, созданный на основе крытого товарного вагона, предназначенный для перевозки людей и животных с отопительной печью.

Вагон-теплушка утеплялся снаружи слоем войлока, пол делался двухслойным, с заполнением промежутка опилками. Утеплялись двери вагона, а в центре ставилась печь-"буржуйка". Музей железных дорог России, С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев
Вагон-теплушка утеплялся снаружи слоем войлока, пол делался двухслойным, с заполнением промежутка опилками. Утеплялись двери вагона, а в центре ставилась печь-«буржуйка». Музей железных дорог России, С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев

Отнюдь не лирическое отступление. Надо сказать, что моему старшему товарищу, небезызвестному А.Б. Вульфову, приходилось и неоднократно прокатиться в вагонах-«теплушках» уже в наши дни, во время обкаток паровозов с товарными поездами, и должен сообщить, что:

«Ехать в них очень изнурительно из-за грохота колёс, утомительного гула, ударов и рывков вагона. Печь требует постоянного подбрасывания топлива, вблизи жжёт, а даже при незначительном отдалении от неё тепла уже не хватает. Недаром теплушки делили перегородкой на отопительный отсек с лавками и помещение для провоза груза, оружия или лошадей».

Отрывок из книги «Повседневная жизнь российских железных дорог»

Интерьер вагона-"теплушки". Музей железных дорог России, С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев
Интерьер вагона-«теплушки». Музей железных дорог России, С.Петербург, Балтийский вокзал. Фото: Алексей Алексеев

Нормальный русский двухосный товарный вагон (НТВ — знаменитая в железнодорожной среде аббревиатура, она до сих пор является своего рода эталоном) вмещал 40 человек солдат или восемь лошадей, что и было написано в виде трафарета на стенах его кузова.

https://zen.yandex.ru/media/zapovednayadoroga/sorok-chelovek-vosem-loshadei-teplushka-samyi-massovyi-tip-tovarnogo-vagona-v-mire-otkuda-poshlo-takoe-nazvanie-5f32c44b424002443f3b0a0b

Добавить комментарий