франков в рубли и копейки, что было неудобно.

95 лет

В конце января 1922 г. прошел первый испытательный

пробег на аэросанях по маршруту москва – Сергиев
Посад – москва протяженностью 138,6 км. В феврале
состоялся второй, из столицы в Тверь и обратно уже с
дистанцией 343,3 км. В этом же году местные пробеги
были организованы в Нижнем Новгороде, Петрограде,
Твери, Харькове и других городах.

90 лет

Национализированная в октябре 1917 г. экипажно-

автомобильная фабрика П.П. Ильина была переименована
в завод «Спартак», на котором поначалу ремонтировали
автомобили и авиационные двигатели, а также строили
небольшие трактора. В 1927 г. здесь стали выпускать
первые советские малолитражки НАмИ-1, которые про-
держались в серии вплоть до 1930 г. Сегодня на месте
предприятия в Каретном ряду расположены ведомствен-
ные гаражи.

85 лет

Принято постановление Совета труда и обороны СССР и

приказ НКПС от 4 января 1932 г. о передаче мелких
отправок с железной дороги на автомобильный транс-
порт. Перевозки по трактам чиновники разделили на
параллельные с железной дорогой и на проходящие
вдали от нее. Рентабельность доставки грузов рассчиты-
вали с учетом возможности загрузки обратных рейсов и
расстояния. Перспективным было признано формирова-
ние автопарков с машинами разной грузоподъемности и
разных типов кузовов.

70 лет

С июля 1947 г. в москве ввели в эксплуатацию на

регулярных маршрутах автобусы ЗИС-154. По сравнению
с ранее выпускавшимися пассажирскими машинами
ЗИС-8 и ЗИС-16 они обладали рядом конструктивных
преимуществ и были хорошо приняты пассажирами –
жителями и гостями советской столицы. Вскоре к ним
добавились 35-местные автобусы л-1 и 45-местные л-3,
обе модели на шасси грузовика ЗИС-5. 

60 лет

Курганский завод дорожных машин в 1957 г. приступил

к производству двухосного полуприцепа-битумовоза ДС-
10 на двускатных шинах. Базовой основой послужило
шасси полуприцепа чмЗАП-5324ПА. Цистерна весом
9150кг, объемом 15 м3и грузоподъемностью 14500 кг
была предназначена для транспортировки битума с темпе-
ратурой до +200 ºС автомобилем-тягачом КрАЗ-258 (6х4).

55 лет

В города Советского Союза из Венгрии стали поступать

автобусы большого класса Ikarus 556, которые произво-
дили с 1962 по 1973 гг. В час пик он мог перевозить до

105 человек при местах для сидения 21+1 (кондуктор) и
общей вместимости 74 пассажира. С двигателем мощ-
ностью 192 л.с. контрольный расход топлива при скоро-
сти 60 км/ч составлял 25,1 л/100 км, а тормозной путь
был равен 30,5 м.

50 лет

Полвека назад в Грузии, на Кутаисском автомобильном

заводе, начался выпуск седельного тягача КАЗ-608 (4х2),
который находился на конвейере с 1967 по 1976 г. Позже
ему на смену пришел КАЗ-608В, чьи агрегаты были уни-
фицированы с агрегатами ЗИл-130 столичного завода
имени лихачёва. машина с колесной базой 2900 мм
имела передний свес 1435 мм и задний 830 мм. Угол
въезда составлял 28 град., угол съезда – 52 град.

45 лет

С 1972 г. Павловский автобусный завод приступил к

выпуску ПАЗ-3201 повышенной проходимости с перед-
ним ведущим мостом и раздаточной коробкой грузовика
ГАЗ-66. Кроме него в Павлово-на-Оке собирали утеплен-
ный вариант ПАЗ-3201С, где «С» обозначало «Северный».
В салоне было 26 мест для сидения, в моторном отсеке
стоял 8-цилиндровый карбюраторный двигатель ЗмЗ-
672 мощностью 115 л.с. при 3200 об/мин. Автобус ком-
плектовали 4-ступенчатой механической коробкой пере-
дач с синхронизаторами на 3 и 4-й передачах.

40 лет

В 1977 г. минский автомобильный завод приступил к

серийному производству грузовиков мАЗ-5335 и мАЗ-
53352. Обе модели получили двухместную кабину с
одним спальным местом и цельнометаллическую плат-
форму с тремя открывающимися бортами. Грузо -
подъемность первого составляла 8 000 кг, второго –
8400 кг. мАЗ-5335 мог буксировать прицеп массой
12000 кг, а мАЗ-53352 – массой 16 000 кг. 

35 лет

В 1982 г. немецкий производитель прицепного состава

и кузовов для коммерческого автотранспорта, Schmitz
Anhänger, изменила название на Schmitz Cargobull. Спустя
15 лет компания приобрела завод в г. Гота (Германия) и
включила в продуктовую линейку самосвальные полу-
прицепы.

30 лет

Туймазинский завод автобетоносмесителей в

г.Туймазы, Башкортостан, в 1987 г. освоил массовое
производство бетономиксера СБ-159А грузоподъем-
ностью 9400 кг. 

максимальный объем перевозимой бетонной смеси

плотностью 1,8 т/м3 составлял 5,0 м3, а плотностью
2,2т/м3– 4,0 м3. Время перемешивания занимало 15–
20 мин., а темп выгрузки, в зависимости от подвижно-
сти перевозимой смеси, составлял от одного до двух
кубометров.

эволюция

59