265 лет
В 1752 г. россиянин л.л. шамшуренков (1687–1758 гг.)

сконструировал в Петербурге самобеглую коляску и
2ноября того же года провел испытания. Подробного
описания самобеглой коляски до настоящего времени,
увы, не сохранилось. Но позже, в 1791 г. другой изобре-
татель, И.П. Кулибин (1735–1818 гг.) построил трехколес-
ную педальную коляску с маховиком и трехскоростной
коробкой смены передач.

200 лет

Ровно два столетия назад, в 1817 г., немецкий лесни-

чий Карл фон Дрейз изобрел двухколесную повозку,
похожую на современный велосипед, только без педа-
лей. В честь создателя ее назвали дрезиной (сейчас дан-
ный термин применяют к рельсовым транспортным сред-
ствам). Новинка того времени получила раму, сиденье и
управление колесами с помощью руля. Колеса имели
одинаковый диаметр, что для тех лет было необычно.

155 лет

Впервые бензин как моторное топливо для автомоби-

лей применен в 1862 г. В это время французский изобре-
татель Этьен ленуар (1822–1900 гг.) поставил на экипаж
такой двигатель собственной конструкции. Сердце «бен-
зомобиля» имело большой вес и низкий КПД – всего 4%,
что не помешало конструктору в 1862–1863 гг. прово-
дить на нем экскурсионные поездки из Парижа в

Жуанвиль и обратно.

145 лет

Первая попытка использования

предшественника современных авто-

мобилей в России: в 1872 г. в

Стрельне, под Санкт-Петербургом,

прошли испытания «сухопутного

локомотива». его доставили из

шотландии и опробовали в

имении графа Суворова-

Рымникского. Оказалось, что
иностранная паровая повоз-
ка не приспособлена к рос-

сийским дорогам, и испыта-

ния сочли неудачными.

135 лет

В 1882 г. маркиз де Дион оформил заказ своему

соотечественнику механику Жоржу Бутону на первый
квадроцикл с приводом задних колес ременной пере-
дачей. Передние колеса были управляемыми. Задняя
ось принимала крутящий момент от двух компактных
двигателей, пристыкованных к небольшому паровому
котлу. Сбоку располагался ящик для угля, который слу-
жил топливом для разогрева котла. В 1887 г., 130 лет
назад, квадроцикл принял участие в первой автомо-
бильной гонке Париж–Версаль и проехал по 32 км в
каждую сторону от старта до финиша со средней скоро-
стью 26 км/ч.

115 лет

В 1902 г. на базе легкого грузовика был построен пер-

вый в России грузовой троллейбус Петра Александровича
Фрезе – российского и советского изобретателя немец-
кого происхождения. Изготовила его фабрика «Фрезе и
Кº» в Санкт-Петербурге, а испытания провели 13 апреля.
ездил первенец с электропитанием во двое фабрики
(ныне ул. чехова, 10). Троллейбус весил 50 пудов, вез
груз в мешках таким же весом и при напряжении в
110Вольт показал среднее потребление тока в 7 Ампер.
Отом, насколько эта техника опередила свое время,
можно судить по тому, что первые троллейбусные марш-
руты в СССР были введены 35 лет спустя. 

110 лет

В 1907 г. в Санкт-Петербурге прошла Первая между-

народная выставка автомобилей, двигателей, велосипе-
дов и спорта. Особое внимание гостей привлекла экспо-
зиция акционерного общества «Г.А. лесснер». Жюри из
авторитетных экспертов присудило лесснеру высшую
награду форума – Золотую императорскую медаль.

105 лет

Главная палата мер и весов Санкт-Петербурга

31января 1912 г. утвердила модель отечественного
таксометра, рассчитывающего стоимость поездки в
рублях и копейках. До тех пор водители автомобилей-
такси Российской империи пользовались иностранны-
ми устройствами, в основном, французского про-
изводства. В результате таксисту приходилось пере-
считывать каждый из трех применяемых тарифов из

эволюция

58