Практика показывает, что сэкономить гораздо легче,

чем заработать. лишний раз критически пересмотрен-
ные затратные договоры, пересмотр трат на курьер-
ские услуги или на обслуживание офисной техники,
позволяют достаточно легко получить дополнительные
скидки, новые цены от традиционных поставщиков с
которыми работали не один год. И если здесь эконо-
мия составит несколько тысяч рублей в месяц, то те
же манипуляции, но проведенные с затратами систем-
ного характера для бизнеса автоперевозок (топливо,
смазочные материалы, запчасти ремонт), позволят и
экономии придать системный характер. Равно как и
вобратную сторону – выпущенные из-под контроля
расходы могут очень быстро привести к краху всего
бизнеса.  

Аудит затрат автотранспортного предприятия можно

провести самостоятельно, можно привлечь профессио-
налов. Сразу оговоримся, что под понятием «аудит» мы
подразумеваем не проверку финансовой отчетности и
документов, а проверку затрат, экономический анализ. 

Как провести анализ затрат – узнаем у профессио-

налов. мы обратились за консультацией к директору
компании «Транс-Арбитр» Артему Киму.

- Руководителя всегда интересует вопрос экономии

денег в бизнесе, насколько реально получить еще
дополнительную экономию для автотранспортного
предприятия?

- Практически в любой группе затрат можно полу-

чить дополнительную экономию. Эти цифры могут
принципиально отличаться в зависимости от группы
затрат. если мы говорим про топливо, разница в ценах
будет максимум в несколько процентов. Но если мы

говорим про стоимость запчастей, то разница может
укладываться в два-три раза между тем, что вы запла-
тили, и тем, что могло бы быть на самом деле.

- Это означает, что надо начинать анализ затрат с

тех позиций, где может быть максимальная экономия?

- Нет, это не обязательно. лучше проводить анализ

затрат сразу по нескольким направлениям. Да, разница
в цене топлива может быть в несколько процентов
между разными поставщиками, потому что какой-то
уникальной цены на дизельное топливо или бензин не
существует. Главные проблемы – это перерасход топ-
лива, хищение топлива водителями, обналичивание
денег по топливным картам или торговля этим топли-
вом. Издесь экономия будет уже не несколько процен-
тов, аможет достигать 20 процентов и более при усло-
вии правильного нормирования, правильно поставлен-
ного учета, контроля. Ну и, кроме того, существуют
современные программно-аппаратные методы, делаю-
щие невозможными для водителя манипуляции с топ-
ливом в корыстных целях.

- Какие направления анализа затрат для автотранс-

портных предприятий Вы бы выделили?

- Давайте подробнее остановимся на запчастях,

потому что здесь наибольшая возможность для эконо-
мии, есть предпосылки для сговора, для накручивания
цены вдвое и втрое. А предпосылки простые – это
огромная номенклатура запчастей. Невозможно руко-
водителю держать в уме, сколько стоят те или иные
запчасти на типовые тормозные накладки, воздушные
подушки, воздушные краны и т.д. легко определить,
сколько стоит воздушный фильтр, но сколько стоит
корпус воздушного фильтра, который был поврежден
вДТП – этого не знает никто. Вот и возникает возмож-
ность умножить цену хотьна три.

Вторая возможность манипуляций с ценами связа-

на с тем, что спектр производителей очень широк:
отКитая до оригинала, который производят конвейер-
ные поставщики. Это мы назвали полюса, а посереди-
не еще огромное количество производителей раз -

нойстепени качества, и цена может отличаться в
несколько раз.

еще существует возможность экономии при исполь-

зовании б/у запчастей. многие компании не рассмат-
ривают этот вариант вовсе и зря. Потому что при заме-
не любых кузовных частей, пластика и прочего возни-
кает во прос: поставить оригинал по высокой цене и
еще ждать пока он появится на складе, или поставить
китайскую деталь, которая в несколько раз дешевле, но
не ясно попадет ли она в нужные пазы и крепежные
места и как себя поведет в процессе эксплуатации?
Апосередине этой условной матрицы находится ориги-
нал, но б/у, причем этот оригинал ничем не отличается
от нового. 

Вторая позиция – это ремонт и обслуживание.

Здесь тоже много возможностей для экономии. Они не
так значительны, как при покупке запчастей, но учиты-
вая совокупную стоимость ремонтных работ, экономия
даже в 10–15 процентов будет иметь весомое значе-
ние. Главное при оценке стоимости работ – это вовсе
не стоимость одного часа, мы анализируем, прежде
всего, конечный результат, во что автоперевозчику
обходятся те или иные виды работ. Потому что со сто-
роны автосервисов это очень часто рекламный ход –
объявить о низкой стоимости нормо-часа. часто гораз-
до выгоднее получить сразу конечную стоимость за
выполненные работы.

еще одна позиция для экономии – топливо. После

затрат на зарплату сотрудников, это вторая по величи-
не статья расходов любого автотранспортного пред-
приятия. мы уже сказали, что здесь можно добиться
существенной экономии за счет ликвидации перерас-
ходов. Но и на стоимости топлива можно существенно
экономить. Подход в анализе похож на то, что мы толь-
ко что говорили про стоимость ремонта и техобслужи-
вания: надо смотреть на конечный результат. Не на
подкупающие скидки, которые вам выдала та или иная
топливная компания, а на то, во что вам в реальности
обошлось топливо. В качестве примера можно сказать,
что топливо с очень хорошей скидкой на АЗС «лукойл»
будет все равно дороже, чем топливо без скидки в сети

рынок

46

Экономика 

автоперевозок

Бизнес автоперевозок должен быть

экономным. И кризис - это как раз то

время, когда нужно проводить тонкую

настройку.

Беседовал Вадим ПОПОВ