Третий тип свидетельства предоставляет использова-

ние всех упрощений, предусмотренных для первого и
второго типов.

ПРИ СОБлЮДеНИИ УСлОВИй

Таможенным кодексом еАЭС определяется ряд общих

условий присвоения статуса уполномоченного экономи-
ческого оператора. Среди них – период осуществления
внешнеэкономической деятельности не менее трех лет
(за исключением таможенного перевозчика, для которо-
го установлен минимальный период два года), отсутствие
неисполненного обязательства по уплате налогов. Кроме
того, для получения свидетельства первого типа потре-
буется внесение обеспечения исполнения обязанностей в
размере не менее одного миллиона евро. Для УЭО второ-
го и третьего типов сумма обеспечения снижается в
зависимости от непрерывного (без приостановления)
срока действия свидетельства: 700 тыс. евро (2года),
500тыс. (4 года), 300 тыс. (5 лет), 150 тыс. (6лет).

Общими условиями получения свидетельства второго

типа (в дополнение к требованиям, установленным для
первого типа), является соответствие финансовой устой-
чивости значению, определяемому еЭК и законодатель-
ством государств-членов еАЭС; нахождение в собствен-
ности, хозяйственном ведении, оперативном управлении
или аренде сооружений, помещений и открытых площа-
док для временного хранения товаров.

Третий тип свидетельства выдается при условии, что

участник внешнеэкономической деятельности ранее не

менее двух лет имело свидетельство первого или второ-
го типа, а также при соблюдении всех условий для
выдачи свидетельства второго типа.

Юридические лица, которым статус УЭО был присвоен

в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного
союза, сохраняют его в течение двух лет со дня вступле-
ния в силу ТК еАЭС.

В настоящее время евразийская экономическая

комиссия уточнила некоторые условия деятельности
уполномоченных экономических операторов. В частно-
сти, утверждены требования к сооружениям, помеще-
ниям и открытым площадкам, на территории которых
будет осуществляться временное хранение, завершение
действия таможенной процедуры таможенного транзита
и (или) проводиться таможенный контроль. Также уста-
новлены требования к транспортным средствам и
работникам юридического лица, претендующего на
включение в реестр уполномоченных экономических
операторов.

Относительно регламентации достаточной степени

контроля над перемещаемыми УЭО товарами в
евразийской экономической комиссии предоставили
такой комментарий: «Следует исключить несанкциони-
рованный доступ к товарам, находящимся под таможен-
ным контролем, а также возможность неправомерных
действий с ними со стороны посторонних лиц. Для тер-
риторий УЭО должен быть организован пропускной
режим, обеспечена охрана, созданы системы контроля
въезда и выезда транспорта, идентификации работников

и т.д. Транспортные средства уполномоченных экономи-
ческих операторов должны быть допущены к междуна-
родной перевозке под таможенными пломбами и печа-
тями в соответствии со статьей 364 Таможенного кодек-
са еАЭС».

«АНКеТА САмООЦеНКИ»

В настоящее время Коллегия евразийской экономи-

ческой комиссии одобрила ряд документов, регламен-
тирующих деятельность субъектов в статусе уполномо-
ченных экономических операторов. Утвержденная форма
заявления на получение статуса станет своеобразной
«анкетой самооценки» и отправной точкой для включе-
ния в реестр, поскольку участник внешнеэкономической
деятельности предварительно прорабатывает условия
присвоения статуса УЭО и заявляет об их соблюдении
таможенному органу. Также утверждена форма свиде-
тельства о включении в реестр УЭО, которое будет слу-
жить документальным подтверждением присвоения
статуса.

Сейчас на территории еАЭС деятельность в статусе

уполномоченного экономического оператора осуществ-
ляют только импортеры. Со вступлением в силу  

Таможенного кодекса Союза такая возможность

появится у производителей, экспортеров, брокеров,
перевозчиков, операторов портов, аэропортов и терми-
налов, владельцев складов и пр. Сам статус будет при-
знаваться на всей территории интеграционного объеди-
нения.

таможня

45