Понятие "доступная среда" уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Скорее всего, каждый человек, услышав эти два слова, представляет примерно одно и тоже. Дороги с тифлоплитками, многообразные пандусы, иногда лифты и подъемники для колясочников. Еще сразу вспоминаются обсуждения в различных СМИ,  как особенные люди (не хочется называть их инвалидами, или людьми с ограниченными возможностями здоровья, или маломобильными гражданами) пытаются добиться равного отношения к себе и к своим трудностям взаимодействия с социальной инфраструктурой.

Окружающий нас мир, априори, считается не доступным и не удобным только для тех, кто отличается от большинства людей физиологическими возможностям взаимодействия с городской средой. На самом деле, городская среда во многом не удобна абсолютно для всех людей. Нам говорят,  что только особенным людям нужны какие-то дополнительные устройства и условия для получения возможности пользоваться общественными местами. На самом деле то, что жизненно важно для инвалидов не менее полезно и для всех остальных людей. Просто обычные люди могут обойтись, например, без точного совпадения названия остановки, прозвучавшего в транспорте, с реальным местоположением транспортного средства.

Зачем тратить деньги и оборудовать весь общественный транспорт техническим средством, которое привязывает объявление остановки с GPS навигацией? Всем это кажется роскошью. Большинство пассажиров одновременно зрячие и слышащие, так пусть следят сами где находятся, смотрят по сторонам, не отвлекаются на книги, телефоны, разговоры с попутчиками, не верят ушам своим и водителю, тогда и не выйдут не там, где нужно, услышав неверно названную остановку. Это только для незрячего пассажира катастрофа выйти неизвестно где. Средство синхронизирующее положение автобуса и объявление остановок - гарантия того, что он выйдет на нужной ему остановке и не заблудится. Разве не все пассажиры заслуживают иметь возможность услышать название именно той остановки, на которой действительно остановился автобус, троллейбус или трамвай?
   Между тем, что мы знаем о понятии "доступная среда" и тем, что действительно нужно сделать для создания мира равных возможностей пока, можно сказать лежит пропасть. Создавая особенным людям равные с нами возможности мы, на самом деле, создаем удобную городскую среду для всех. При проектировании городской инфраструктуры стоило бы помнить, что с возрастом мы все начинаем нуждаться в дополнительной помощи и особых условиях. У всех людей когда-нибудь снижается мобильность, зрение и слух. Так что перспектива стать пользователем "доступной среды" не минует никого. Пока мы здоровы, нас не слишком напрягают "некоторые неудобства" в городе и транспорте. Но странно  то, что те, кто принимает решения о внедрении средств, создающих мир равных возможностей для больных и здоровых, молодых и пожилых, сильных и слабых, зрячих и незрячих, слышащих и глухих, делают это не вникая, что именно и как нужно сделать. Хотелось бы верить, что это не потому, что кому-то надо это сделать "для галочки", а потому что пока не хватает опыта взаимодействия всех участников процесса создания безбарьерной среды. Недостаточная информированность о специфике общечеловеческих проблем и способах их решения особенными людьми порождает многочисленные мифы и заблуждения. По этой причине в настоящий момент  уже создано и внедрено огромное количество, в лучшем случае, бесполезных устройств для организации облегчения доступа к общественным объектам. Есть и полезные технические, информационные и архитектурные новинки, но тут обнаруживается обратная сторона медали уже созданной доступной среды.
Мы (зрячие люди) видим тифлоплитки,  брайлевские информационные надписи, а слепые люди ( те, для кого вся эта доступность создана) зачастую понятия не имеют, что для них что-то, где-то написано по Брайлю, тифлоплитки вместо облегчения перемещения по городу наоборот могут завести в тупик или столб.  Не щупать же незрячим все подряд на своем пути в самом деле. Информированность незрячих и слабовидящих  о существовании "доступной среды" очень низкая, а если человек еще имеет проблемы со слухом, то совсем беда.  Поэтому справедливо встает вопрос: зачем вкладывать столько денег в разработку и внедрение всевозможных технических средств интеграции, если не созданы и не внедрены повсеместно механизмы донесения информации об их внедрении  пользователям "доступной среды"?
Мы решили узнать, что уже сделано в разных городах России в сфере общественного транспорта для слепоглухих людей, сохранивших способность к самостоятельной жизни,  и что об этом знают сами слепоглухие, и отправились за ответом на это вопрос на юг нашей страны. Именно там, по нашему мнению, к Зимним Олимпийским играм был создан образец города равных возможностей. Каким образом оборудован общественный транспорт, остановки и вокзалы и как обстоят дела с информированием о  существовании технических средств интеграции слепоглухих жителей города Сочи, мы узнаем совсем скоро, а пока, по пути, мы будем рассказывать о том, как организованы пассажирские перевозки с точки зрения  создания мира равных возможностей в других городах нашей страны.

Комментарии   

+1 #6 Ирен 23.09.2015 10:55
Цитирую Ирен:
"зачем вкладывать столько денег в разработку и внедрение всевозможных технических средств интеграции, если не созданы и не внедрены повсеместно механизмы донесения информации об их внедрении пользователям "доступной среды"" - ключевой вопрос. Пока любая помощь носит заявительный характер, так и будет.

Вопрос о том, что рядовые пользователи в большинстве не информированы о том, что для них делается и как этим пользоваться.
Цитировать | Сообщить модератору
0 #5 Тимур 23.09.2015 10:53
Цитирую Александра:
Цитирую Тимур:
как "донести" до сердца, а не до бумаги-галочки! та еще задача!

постоянно всех спрашиваю "кто действительно может решить вопрос о том, чтобы создание комфортной среды обитания для всех стало нормой, а не достижением?" Для себя уже ответила на него... скорее всего я, так же как и каждый из нас... нам только кажется, что от нас ничего не зависит... это не так

куда стучать, в какие души((
Цитировать | Сообщить модератору
+2 #4 Александра 23.09.2015 10:51
Цитирую Ирен:
"зачем вкладывать столько денег в разработку и внедрение всевозможных технических средств интеграции, если не созданы и не внедрены повсеместно механизмы донесения информации об их внедрении пользователям "доступной среды"" - ключевой вопрос. Пока любая помощь носит заявительный характер, так и будет.

так будет пока не создан механизм взаимодействия всех участников этой "движухи" под названием "доступная среда"... взаимодействия нет и его надо формировать. В этом вижу свою цель - со-еденить пользователей, производителей, разработчиков, исполнителей, финансистов и тех, кто действительно принимает решения и руководит всем этим счастьем. Скоре всего тут список не заканчивается... поэтому есть смысл написать и так далее... чем больше вникаю в тему тем больше участников обнаруживаю
Цитировать | Сообщить модератору
+1 #3 Александра 23.09.2015 10:50
Цитирую Тимур:
как "донести" до сердца, а не до бумаги-галочки! та еще задача!

постоянно всех спрашиваю "кто действительно может решить вопрос о том, чтобы создание комфортной среды обитания для всех стало нормой, а не достижением?" Для себя уже ответила на него... скорее всего я, так же как и каждый из нас... нам только кажется, что от нас ничего не зависит... это не так
Цитировать | Сообщить модератору
0 #2 Тимур 23.09.2015 10:39
как "донести" до сердца, а не до бумаги-галочки! та еще задача!
Цитировать | Сообщить модератору
+2 #1 Ирен 23.09.2015 10:29
"зачем вкладывать столько денег в разработку и внедрение всевозможных технических средств интеграции, если не созданы и не внедрены повсеместно механизмы донесения информации об их внедрении пользователям "доступной среды"" - ключевой вопрос. Пока любая помощь носит заявительный характер, так и будет.
Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить