Конструкторской школе Горьковского автомобильного завода исполнилось 90 летКонструкторской школе Горьковского автомобильного завода исполнилось 90 лет: свое начало Объединенный инженерный центр (ОИЦ) берет с июля 1929 года, за три года до пуска в эксплуатацию производственных мощностей будущего автогиганта.

 

Дизайнер-стилист Лев Еремеев наблюдает за обработкой самого первого  оленя - знаменитого маскота ГАЗ-21, 1954 год
С 1929 года инженеры ГАЗа разработали восемь поколений грузовых и шесть поколений легковых автомобилей, освоенных в массовом производстве, более 300 моделей и модификаций техники. Среди новейших разработок инженерного центра предприятия – семейство коммерческих автомобилей NEXT, работающих на разных видах топлива, а также электромобили и беспилотные автомобили.

По легендарным машинам марки ГАЗ, разработанным инженерами предприятия, можно проследить историю становления и развития отечественного автомобилестроения. Продукция автогиганта всегда олицетворяла целые эпохи в жизни государства. Индустриализация всей страны и полуторка ГАЗ-АА, которая сыграла важную роль в годы Великой отечественной войны; Москва 1930-х годов и легендарная «эмка» (ГАЗ-М1); бронетехника ГАЗ и легковые вездеходы ГАЗ-61, ГАЗ-64, ГАЗ-67 на полях войны; послевоенные годы и автомобили «Победа» и ГАЗ-69; подъем сельского хозяйства и знаменитые грузовые автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-53А, ГАЗ-66; государственный аппарат Советского Союза и солидные ЗИМы и «Чайки»; годы оттепели 1960-х и символ демократических перемен «Волга» ГАЗ-21; 80-е годы и дизельные автомобили ГАЗ-4301, ГАЗ-6008, ГАЗ-3306; переломные 90-е и новая полуторка «ГАЗель», которая помогла в становлении рыночной экономики, дала импульс развитию малого и среднего бизнеса и сегодня продолжает лидировать на отечественном рынке коммерческих автомобилей.

Технический отдел ГАЗа, 1936 год

Машины марки ГАЗ первыми покорили пустыню Каракумы и непроходимые болота Забайкалья, прошли испытания в российском полюсе холода в Якутии, успешно обслуживали советскую полярную экспедицию в Антарктиде, были основными машинами на «Дороге жизни» блокадного Ленинграда.

У истоков инженерного центра ГАЗа стоял инженер-автомобилист Владимир Иванович Ципулин, который возглавил первое конструкторское бюро. При нем были созданы бюро шасси и двигателей, кузовов, экспериментальная лаборатория, экспериментальная мастерская, бюро переводов, общезаводские светокопировальный кабинет и техническая библиотека. В 1933 году главным конструктором завода стал Андрей Александрович Липгарт, с именем которого связано становление конструкторской школы ГАЗа и создание мощной конструкторско-экспериментальной базы. Коллективом конструкторской школы в разные годы руководили Александр Дмитриевич Просвирнин, Игорь Сергеевич Мухин, Юрий Владимирович Кудрявцев. В настоящее время конструкторский центр ГАЗа возглавляет Владимир Леонидович Четвериков, под его руководством разработан грузовой автомобиль «Валдай», выпущены автомобили семейства «БИЗНЕС» и NEXT.

На главном конвейере автозавода, 1936 год

Сегодня современная техника марки ГАЗ создается с привлечением лучших практик мирового автомобилестроения. Лучшие традиции и опыт конструкторской школы ГАЗа сочетаются с современными технологиями проектирования и разработки продукта. Собственный мощный вычислительный центр, испытательный полигон, современное оборудование прототипирования и испытаний позволяют выводить на рынок новые модели с максимальной ориентацией на потребителя.

На базе автомобилей «ГАЗель», «Соболь», «ГАЗон» и «Садко», выпускаемых на предприятии, изготавливается свыше 300 видов спецтехники для малого и среднего бизнеса, пассажирский транспорт для города, спецтехника для села, школ, медучреждений, строительства и коммунальных нужд, социальных перевозок.

Испытания легендарного труженика ГАЗ-51, середина 1940-х годов

Новейшие разработки инженерного центра ГАЗа – семейство легких и среднетоннажных коммерческих автомобилей NEXT– сочетают современные технические решения, самую низкую стоимость владения в своем классе, высокий уровень функциональности, комфорта, безопасности и надежности. Всего за год после начала продаж «ГАЗель NEXT» стала самой популярной моделью легкого коммерческого автомобиля на российском рынке.

Конструкторы Андрей Липгарт и Александр Кириллов с макетом автомобиля М-20 Победа, 1946 год

 Государственные испытания ЗИМ, 1950 год

Конструкторы Объединенного инженерного центра ведут разработки новых продуктов расширенной функциональности и повышенной грузоподъемности; создают инновационные продукты – автомобили с высокими экологическими стандартами, электроплатформы, транспортные средства с интеллектуальными сервисами, системами помощи водителю.

Конструкторы Александр Просвирнин и Александр Кириллов  - создатели автомобиля ГАЗ-51, 1948 год

Сегодня в Объединенном инженерном центре создан механизм поддержки научно-исследовательских венчурных проектов, что позволяет вести плодотворное сотрудничество с ведущими вузами страны. Это инновационная среда для развития молодых инженеров, кузница кадров будущего. Талантливые студенты после окончания вузов становятся сотрудниками центра.

В конструкторском зале, 1957 год

В современном конструкторском зале ОИЦ

На единой площадке инженерного центра работают более 250 молодых ученых, преподавателей и студентов. Модель взаимодействия с НГТУ им. Р.Е. Алексеева и МГТУ им. Н.Э. Баумана уже показала свою эффективность. Результатами работ стали реальные проекты, в их числе электробусы, которые успешно эксплуатируются на маршрутах Москвы, а также беспилотные автомобили.

Разработка орнамента заводского знака на рулевое колесо, 1960 год

Владимир Четвериков, генеральный директор Объединенного инженерного центра:

– За что наш коллектив борется сегодня? За будущее – молодых инженеров и новые собственные продукты. Считаю, сила любого предприятия – в его конструкторско-инженерной службе. Мы стараемся воспитывать инженеров, которые продолжат развитие линейки NEXT с ключевыми собственными решениями. Это и есть наша добавленная стоимость и интеллектуальная собственность, которые делают нас независимым и сильным игроком.

Испытания грузовиков ГАЗ, 1960-е годы

Дизайнеры-стилисты художественно-конструкторского бюро, 1970-е годы

Молодые дизайнеры-стилисты Леонид Циколенко и Николай Киреев, создатели ГАЗ-24, середина 1970-х годов

Современное поколение конструкторов и дизайнеров  ОИЦ

Испытания автомобилей ГАЗ на полигоне ОИЦ

Испытания беспилотника ГАЗель NEXT

Испытания беспилотника, созданного специалистами ОИЦ и студентами НГТУ, 2019 год

Наталья Анисимова
Мария Кузнецова
Фото: пресс-служба  Горьковского автозавода

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить