Современные  методы обеспечения безопасности путевых бригадЖелезная дорога представляет собой объект повышенной опасности для пассажиров и ее работников, занимающихся обслуживанием сложной инфраструктуры. Одной из причин несчастных случаев на железной дороге является возросшая скорость движения современных поездов.

 

Современные  методы обеспечения безопасности путевых бригад

.

Для обеспечения безопасного и пунктуального движения поездов необходимо регулярное техническое обслуживание ж/д пути с прилегающей технической инфраструктурой. Большой объем путевых работ и значительная протяженность железной дороги не позволяют эффективно проводить работы без использования специальных средств безопасности.

Ремонтникам очень часто невозможно получить разрешение на временное закрытие какой-либо линии для проведения работ по техническому обслуживанию, поэтому приходиться проводить различные работы на действующих путях, подвергая себя Современные  методы обеспечения безопасности путевых бригадповышенной опасности. В этих случаях для обеспечения безопасности применяется специальное оборудование, предупреждающее об активности ремонтируемого или соседнего пути. Быстрое информирование работников о приближении составов к участку проведения работ является важнейшим условием безопасности.

В частности, для железных дорог Германии компанией Schweizer Electronic было разработан комплекс систем по обеспечению безопасности работающих на путях людей. Одним из самых популярных является линейка систем предупреждения Minimel 90 Typ DB и Minimel 95. В этих системах используются мобильные и напольные устройства, устройства проводной и радиосвязи, а так же система увязки с устройствами сигнализации, централизации и блокировки.


Система оповещения MFW

Компания из Германии ZÖLLNER Signal GmbH является ведущим мировым поставщиком систем автоматического отслеживания активности пути. Практически на всех железных дорогах Европы с 2010 г. используются тысячи систем MFW.Современные  методы обеспечения безопасности путевых бригад

Сигнализатор активности пути MFW – это комплекс негабаритного  и легкого по весу оборудования, которое можно быстро установить, чтобы настроить систему безопасности в небольших локациях (участках ж/д путей) для осуществления не слишком продолжительных по времени оперативных работ. Функционал этого оборудования основан на радиотехнологии двухстронней связи на выделенной частоте.  Устройство включает в себя блок управления (ZRC) для контроля и настройки системы, несколько оповещателей для предупреждения персонала (ZPW) и несколько радиопередатчиков (ZFS), которые можно использовать стационарно вместе с детектором движения поездов. Для площадок с повышенным звуковым фоном используется дополнительное устройство звукового оповещения (WGH). Следует отметить, что WGH также может работать как отдельный блок для связи с сигналистом.

Опыт недавних работ на нескольких объектах, среди которых железнодорожная станции Кламар (фр. Clamart – город во Франции), показали, что система безопасности MFW подходит для использования и в городских условиях.

Люди, живущие рядом с железной дорогой, хорошо знают, что ночные работы порой производят много шума. Источником шума является не только строительная техника, так же оповещатели, которые активируются при приближении поездов к месту проведения работ.

Современные  методы обеспечения безопасности путевых бригад

MFW позволяет автоматически регулировать уровень звука на каждом отдельном оповещателе (ZPW), так что теперь объявление о приближении составов услышит только рабочий на своем месте, без громких сигналов общего оповещения. Эта особенность системы обеспечивает тишину в зоне проведения ремонтных работ и благодаря этому помогает избежать многочисленных жалоб горожан.

MFW также имеет полностью бесшумный режим оповещения, при  котором активным остается только оптическое предупреждение в виде ярких проблесковых огней. В то же время в экстренных случаях акустический сигнал включится автоматически и, таким образом, обеспечит оптимальную безопасность.

 

Гибкий подход

Работы в  г. Кламар продемонстрировали эффективность и гибкость системы MFW в условиях постоянно меняющихся производственных заданий. Рабочая зона сократилась со 150 до 50 м, кроме того, произошла смена рабочей зоны и поэтому возникла необходимость контроля и сигнализации об опасности только на одном пути вместо двух, как предполагалось ранее. Операторы изменили конфигурацию, сделали соответствующие настройки и вернули систему в эксплуатацию в течение 10 минут.

Сигнализатор ZÖLLNER MFW можно использовать с индуктивными детекторами поездов, особенно подходящими для высокоскоростных линий, или электромеханическими детекторами для обычных линий.

Сигнализатор MFW прошел сертификацию SIL4. SIL (англ. Safety Integrity Level) в переводе с английского означает «уровень полноты безопасности» и представляет собой величину, отражающую способность системы обеспечивать функции безопасности. Чем опаснее процесс или оборудование, тем выше требования к надежности предохранительных функций. Стандарт МЭК 61508 определяет четыре уровня полноты безопасности: SIL 1, SIL 2, SIL 3 и SIL 4.

SIL 4 соответствует самым высоким требованиям безопасности, а SIL 1 – самым низким. Для каждого уровня определены различные степени вероятности отказа, которые не должны превышать способность системы выполнять свои функции. Необходимый уровень SIL рассчитывается на основе оценки рисков. Допустимое число отказов – 1 на 100 млн часов!!

Риск в области безопасности обычно определяют как функцию от вероятности возникновения опасной ситуации и тяжести (стоимости) ее последствий. Допустимый уровень риска оценивается в каждом конкретном случае индивидуально. MFW можно использовать в любых погодных условиях и при любых условиях видимости, включая туман, когда обычно невозможно развернуть наблюдательный пункт во Франции, и вместо этого необходимо увеличить количество операторов из-за ограниченной видимости.

Современные  методы обеспечения безопасности путевых бригад

Автоматическая система предупреждения о приближении составов (ATWS)

Аппаратная система автоматического отслеживания маршрута ZÖLLNER была одобрена к применению во Франции в 2004 г. и в настоящее время используется такими крупными компаниями, как SNCF (Национальная компания французских железных дорог), SFERIS (компания, занимающаяся ж/д работами, создана SNCF) и Eurostar, которая является оператором Евротоннеля (тоннель под Ла-Маншем – железнодорожный двухпутный тоннель длиной около 51 км, из которых 39 км проходят под проливом Ла-Манш. Соединяет континентальную Европу с Великобританией железнодорожным сообщением).

Иногда в разных странах для названия системы ATWS применяется термин Autoprowa. Модульная конструкция позволяет системе Autoprowa подавать предупреждения для рабочих площадок на расстояниях от 50 до 1050 м. Независимо от протяженности рабочей зоны для функционирования системы необходим только один человек, поскольку она работает автоматически в соответствии с информацией от детекторов виброакустических колебаний. На сегодняшний день это наиболее подходящее решение для многих типов стационарных рабочих площадок, для ремонта конструкций и масштабного обновления путей.

 

Стрелец-ПРО

В России также не забывают о безопасности на железной дороге. В 2016 г. была разработана новейшая система экстренного оповещения работников железной дороги о приближении поезда на базе радиоканала «Стрелец-ПРО». В состав системы Современные  методы обеспечения безопасности путевых бригадэкстренного оповещения железнодорожных рабочих входят электронные браслеты, мобильная приемо-передающая станция и зарядное устройство. Подача сигнала «Тревога» осуществляется при приближении поезда к зоне работ, дальность составляет до 5 км.

К основным особенностям системы относятся: обнаружение на удаленном расстоянии поезда в автоматическом режиме; оповещение в автоматическом режиме при приближении поезда, причем, сигнал может передаваться на индивидуальные электронные браслеты каждому работнику путевой бригады;   общий сигнал «ВСЕМ В СТОРОНУ» (звуковой, проблесковый свет, вибросигнал);  обнаружение поезда дежурным сигналистом и передача радиосигнала «Тревога» на индивидуальные браслеты рабочих.

Следует особо отметить, что система прошла государственные испытания и принята к эксплуатации в Министерстве Обороны РФ.

 

«Сигнализатор – П»

Современные  методы обеспечения безопасности путевых бригадПрибор – сигнализатор приближения поезда «Сигнализатор-П» предназначается для оповещения ремонтных бригад, выполняющих работы на ж/д путях, о приближении поезда, одиночного локомотива, специального самоходного подвижного состава, отцепа или другого рельсового объекта, движущегося со скоростью до 140 км/ч, не менее чем за 50 секунд до его подхода к месту установки сигнализатора.

Прибор обнаруживает виброакустические колебания от приближающегося состава и формирует периодические тональные звуковые и световые сигналы оповещения. Звуковой сигнал генерируется с частотой 3200±200 Гц длительностью 1,5 с и периодом 3 с.

 

Элод-160М1

«Элод-160М1» является системой дистанционного радио-оповещения (громкоговорящее оповещение). Устройство обладает функционалом, позволяющим отнести его к эффективной системе организации голосового оповещения и обеспечения безопасности проводимых работ повышенной надежности. Может применяться с автономным источником питания, рассчитанным на работу в течение 24 ч, а также в составе автоматических систем оповещения. В комплект входят 4 громкоговорителя со звуковым давлением по 120 дБ и мощностью по 100 Вт каждый.

Современные  методы обеспечения безопасности путевых бригадУстройство «Элод-160М1» имеет все необходимые функции для надежного обеспечения безопасности: прием контрольных сигналов, прием сигналов о включении сирены, достаточный для оповещения уровень звукового давления, возможность подключения оптических излучателей. У прибора имеется функция самоконтроля, которая в автоматическом режиме осуществляет проверку электрических цепей и наличия звука громкоговорителей. Руководитель работ может с расстояния до 5 км запросить контроль состояния устройства и получить отчет о работоспособности на переносную радиостанцию в виде голосового сообщения.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить