Жесткая конкуренция на рынке строительной и дорожной техники не дает производителям расслабляться ни на минуту. Чтобы не сойти с дистанции необходимо быть постоянно в тонусе, держать руку на пульсе.

 

 

Ежегодно у компаний появляются новые разработки, обладающие более высокими техническими параметрами, лучшей производительностью, экономичностью, эргономикой и т.д. Потребителям такая ситуация на руку – выше конкуренция, больше выбор. За истекшие три года на российском рынке гусеничных бульдозеров было представлено немало новинок. О них – речь.

Конец 2018 – начало 2019 г. для Челябинского тракторного завода выдались богатыми на новации. Сразу после новогодних праздников была завершена сборка первого легкого бульдозера 9-го тягового класса. Новая машина, получившая обозначение Б9, является новым для ЧТЗ классом бульдозерной техники. «Девятка» была сконструирована и изготовлена в кратчайшие сроки: проектные работы начались в июне 2018 г. и продолжались четыре месяца, а в начале нового года машина предстала в металле.

 


Бульдозер 9-го тягового класса ЧТЗ Б9

Б9 меньше по габаритам и дешевле серийных бульдозеров Б10М и Б11 10-го тягового класса. Он получился короче своих предшественников на 20 см (без отвала) и легче почти на 2 т (эксплуатационная масса 19,8 т). Важным качеством является экономичность машины. За счет того, что на ней установлен 158-сильный двигатель ЯМЗ-236ДК-7, взамен 190-сильного, применяемого на Б10М, получился выигрыш в расходе топлива на 17%.

 

 Бульдозер ЧТЗ Б11

 

 

Рабочее место оператора бульдозера ЧТЗ Б11 с тремя джойстиками управления


На Б9 используется серийная трансмиссия – гидротрансформатор и коробка ГМТ от бульдозера Б11, с изменениями в согласующем редукторе. У трактора укороченная рама и 5-катковая тележка (традиционно ЧТЗ использует 6-катковые), вместо планетарного борового редуктора – более бюджетный и простой в изготовлении рядный редуктор. Со временем «девятка» также полностью перейдет на управление джойстиками.

Вторая новая разработка ЧТЗ – мощный бульдозер Б20 с гидростатической трансмиссией (ГСТ). Эта машина 20-го тягового класса, каких в заводской линейке еще не было. Она займет промежуточное положение между серийными бульдозерами ЧТЗ – Б14 (класс 15) и ДЭТ-400 (класс 25). Соответственно отличаются и весовые параметры: с отвалом и рыхлителем Б20 весит 35 т (масса бульдозера Б14 – 24,5 т, ДЭТ-400 – 46 т). Несмотря на немалые габариты, «двадцатка» способна двигаться плавно и легко. В ней отсутствует коробка передач, которая есть в бульдозерах с механической и гидромеханической трансмиссией. У трактора с «гидростатом» – бесступенчатое управление. Дизель в такой машине служит приводом для гидронасосов, которые приводят в действие гидромоторы бортовых редукторов на ведущих колесах. Распределение потоков мощности по бортам регулирует электронный контроллер – бортовой компьютер. Благодаря «гидростатике» бульдозер приобретает дополнительные эксплуатационные возможности. В первую очередь – маневренность, способность разворачиваться буквально на одном месте. Бульдозер с ГСТ может перемещать грунт даже по кривой траектории – без обязательных возвратно-поступательных движений по прямой линии, свойственных машинам с «механикой» и «гидромеханикой». Такое маневрирование экономит топливо и повышает производительность.

 



Бульдозер ТМ10 ГСТ20 20-го тягового класса производства «ДСТ-УРАЛ»

В I квартале текущего года опытный экземпляр Б20 поступил на заводские испытания. Как отмечают на ЧТЗ, пилотная машина с ГСТ позволит быстрее создавать и технику других классов тяги, предлагая потребителям машины с разными техническими возможностями.

Наряду с созданием двух принципиально новых машин ЧТЗ в конце 2018 г. провел модернизацию серийного бульдозера Б11 с гидромеханической трансмиссией. Теперь он полностью управляется с помощью джойстиков. Разработкой и испытаниями машин с электрогидроуправлением конструкторы предприятия занимаются несколько лет, но это первый бульдозер с так называемым «полным» джойстиком. Если на ранее изготовленных тракторах с помощью джойстика можно было управлять только движением машины, теперь же – и всем навесным оборудованием тоже. Два дополнительных джойстика приводят в движение бульдозерный отвал и рыхлитель. На новой машине отсутствует сервирующий механизм – часть системы управления трансмиссией. Он стал не нужен, когда появилась электронная система управления. Поэтому отпала необходимость в изготовлении сложного механического узла с множеством деталей. Это упростило «начинку» машины и сделало ее более надежной.
В этом году намечается начать серийный выпуск бульдозеров Б11 с новой системой управления.

Не осталось в стороне от технического прогресса и молодое уральское предприятие «ДСТ-УРАЛ». В 2017 г. завод выпустил первый бульдозер 20-го тягового класса – 39-тонный ТМ10 ГСТ20, ставший самой мощной моделью в линейке. Новая машина разработана при поддержке Минпромторга России в рамках реализации постановления Правительства РФ № 634 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям».
Бульдозер комплектуется силовым агрегатом ЯМЗ-652 мощностью 412 л.с. и гидростатической трансмиссией Bosch Rexroth, что позволило обеспечить высокие показатели по топливной экономичности, шумовым характеристикам, надежности и ремонтопригодности. Конструкция бульдозера ориентирована на максимальную экономичность. Так, эко-режим работы снижает обороты мотора до холостых при отсутствии движения и автоматически выводит нужные обороты в зависимости от загрузки машины. А автоматически регулируемый гидропривод вентилятора способен раскрутить крыльчатку до максимума даже при холостых оборотах двигателя либо полностью остановить ее.

Машина оснащена современной шестигранной откидной кабиной, которая в базовой комплектации оснащена кондиционером с системой рециркуляции и автономным отопителем. Управление движением и рабочим оборудованием происходит при помощи джойстиков. 10-кубовый отвал бульдозера способен производить рыхление с заглублением до 1,2 м.

Конструкция отвала, гидросистема и электросистема по умолчанию подготовлены под легкую установку системы 3D нивелирования любого из трех основных мировых производителей (Leica, Topcon, Trimble). Также к концу 2019 г. завод закончит испытания собственной упрощенной системы нивелирования, которая позволит значительно разгрузить оператора, позволив автоматически выставлять отвал по высоте и углу наклона относительно уровня земли либо самого бульдозера.

Испытания бульдозера ТМ10 ГСТ20 завод «ДСТ-УРАЛ» завершил конце 2017 г., а мае 2018-го приступил к серийному производству.

Чебоксарский завод «Промтрактор», выпускающий бульдозеры ЧЕТРА, в последнее время провел ряд модернизаций. В частности, машины получили обновленный более эргономичный салон, улучшивший условия работы оператора. На модели ЧЕТРА Т11.02КБР-1 применена гидромеханическая трансмиссия с блокируемым гидротрансформатором, за счет чего на 10% повышена производительность и на 10% снижен расход топлива. Суть модернизации заключается в исключении гидротрансформатора из цепи передачи мощности от двигателя к ведущим колесам на режимах легких и средних нагрузок с целью повышения КПД трансмиссии и тягового КПД трактора на транспортном режиме и режимах, близких к номинальному тяговому усилию трактора.

 


Бульдозер ЧЕТРА Т11.02КБР-1 получил обновленный салон и гидромеханическую трансмиссию с блокируемым гидротрансформатором

 

Перспективная модель тяжелого бульдозера ЧЕТРА

Однако главная новация ЧЕТРА – бульдозер тяжелого класса. В минувшем году была завершена сборка новой машины, после чего она поступила на эксплуатационные испытания. До завершения всех работ производитель не раскрывает технических характеристик новинки.

Компания Caterpillar в 2018 г. вывела на российский рынок новую модель бульдозера D8T, являющегося представителем 14 поколения легендарного семейства D8. 38-тонная машина оснащена новым двигателем Caterpillar С15 с электронным управлением впрыском топлива и технологией ACERTTM мощностью 242 кВт и коробкой передач планетарного типа с электронным управлением, переключением под нагрузкой и опцией автоматического понижения передачи. Двигатель С15 на 12% мощнее и 15% экономичнее по сравнению с двигателем 3406, устанавливавшимся на предыдущей модели D8R. В сочетании с новым полууниверсальным отвалом, увеличенной на 18% емкости, бульдозер демонстрирует лучшие показатели в своем классе по топливной эффективности и производительности.

 

Бульдозер Caterpillar D8T

Новинка имеет дифференциальное рулевое управление, обеспечивающее подачу мощности на обе гусеницы при выполнении поворота. Таким образом достигается равномерная нагрузка на отвал и повышенная производительность, а гидросистема с регулированием по нагрузке снабжена специальным насосом рабочего оборудования, который позволяет регулировать нагрузку и за счет этого повышать эффективность работы.

В стандартной комплектации машина оснащается системой помощи при работах на уклоне SlopeAssist, которая позволяет оператору при планировочных работах обойтись без маркшейдера и получить точность поверхности +/-3 см на любом уклоне или ровной поверхности. На приборной панели имеется два индикатора продольного и поперечного уклонов, которые визуализируют нахождение машины в пространстве.

Также в базовой комплектации имеется система удаленного мониторинга Product Linkтм, которая дает возможность определять не только местоположение машины, но и множество других параметров, таких как время работы под нагрузкой или на холостом ходу, расход топлива, пройденное расстояние, коды ошибок или критические события, которые происходили с машиной, и многое другое. Опционально можно установить: цветную камеру заднего вида, систему CatAccugrade со спутниковым или лазерным контролем точности работ, выполняемых навесным оборудованием.

Для быстрого и простого технического обслуживания в модели D8Т используются сгруппированные точки технического обслуживания, смотровые указатели, система быстрой заправки. Также обеспечена простота доступа к моторному отсеку.

 



Карьерный бульдозер Liebherr PR 776

Новая флагманская модель в линейке Liebherr появилась в 2016 г. PR 776 стал первым в мире 70-тонным бульдозером с гидростатической трансмиссией и дельта-образной ходовой частью. Эта мощная машина предназначена для интенсивных режимов работы в карьерах. PR 776 предлагается с отвалами объемом от 18,5 до 22 м3 и оснащается 12-цилиндровым V-образным дизельным двигателем Liebherr мощностью 598/768 л.с.

Бульдозер оборудован обновленной электронной системой управления с режимом повышенной экономичности ECO-Mode, что позволяет машинисту выбирать между максимальной мощностью или максимальной экономичностью работы. По сравнению с бульдозерами предыдущего поколения, режим ECO-Mode позволяет выполнять легкие и стандартные задачи при более экономичной и эффективной работе трансмиссии.

За счет применения гидростатической трансмиссии количество оборотов двигателя всегда остается постоянным. В результате все компоненты привода бульдозера обеспечивают высокую производительность при ощутимой экономии топлива.

Управление ходом бульдозера осуществляется одним джойстиком пропорционального действия, для 70-тонных бульдозеров данная система управления является важным нововведением. Машинист может отрегулировать положение джойстиков управления ходовой частью, отвалом и рыхлителем. Распознание машиниста происходит автоматически с помощью контакта, интегрированного в сиденье машиниста. Таким образом, отпала необходимость в использовании рычага безопасности.

Особенностями новой кабины являются централизованная панель управления и сенсорный цветной дисплей. Сенсорный дисплей в режиме реального времени информирует машиниста о рабочих параметрах бульдозера, позволяя активировать режим ECO-Mode, управлять кондиционером, задать ограничение для автоматической системы снижения оборотов двигателя, регулировать чувствительность рулевого управления, а также просматривать изображение с камеры заднего вида, входящей в стандартную комплектацию.

Система спутникового мониторинга LiDAT входит в стандартный пакет поставки и позволяет удаленно просматривать сведения о сервисных интервалах, получать сообщения о нарушениях в работе оборудования, отслеживать и контролировать географическое положение машины, а также проверять параметры расхода топлива. Опционально устанавливается спутниковая система дистанционной регулировки наклона отвала, что позволяет визуализировать ход выполнения и степень завершения работ. 

Удобному техническому обслуживанию бульдозера способствуют централизованное расположение основных сервисных точек, длительные интервалы замены масел, широко раскрываемые капоты и люки, серийный гидравлический домкрат кабины машиниста и опциональный откидной вентилятор.

Компания John Deere в 2017 г. пополнила линейку землеройно-транспортной техники новым бульдозером 950К эксплуатационной массой 29–33 т. Машина, оснащенная двигателем PowerTech мощностью 265 л.с., обладает высоким показателем мощности на единицу веса. Этому способствует и двухконтурная гидростатическая трансмиссия, которая обеспечивает бесступенчатое регулирование скорости и позволяет осуществлять повороты без потери мощности. ГСТ позволила на 15% увеличить тяговое усилие. В свою очередь, примененный в стандартной комплектации режим Eco выполняет автоматическую регулировку оборотов двигателя и параметров трансмиссии в зависимости от нагрузки, что обеспечило экономию топлива без снижения производительности. Благодаря экономичному режиму экономия топлива достигает 20%. При прекращении работы машины переход на холостые обороты происходит автоматически. Если машина не работает длительно, срабатывает функция автоматической остановки двигателя.

 



Бульдозер John Deere 950К

Бульдозер 950К имеет электрогидравлические органы управления, благодаря чему он по умолчанию подготовлен для оснащения системами нивелирования. В стандартную комплектацию входит телематическая система JDLink, позволяющая удаленно контролировать расход топлива и рабочие показатели двигателя, следить за состоянием машины, контролировать ее местонахождение, настраивать параметры рабочей зоны и времени работы, получать оповещения о возникших неисправностях, а также проводить диагностику и программирование контроллеров.

Эффективность работы оператора повышена благодаря усовершенствованному цветному ЖК-монитору, а также долговечной герметичной кнопочной панели для управления различными функциями, включая запуск без ключа.

Новая модель John Deere имеет откидную кабину, что позволяет получить доступ к компонентам трансмиссии. Для повышения сервисной доступности доступ к мерным щупам, заливным горловинам, аккумуляторам и фильтрам абсолютно свободен. Точки обслуживания удобно сгруппированы и расположены на одном борту машины.

Не отставать от мировых тенденций стараются и китайские производители. Свидетельство тому – появление новых моделей бульдозеров с гидростатической трансмиссией.

Компания SEM, с 2008 г. находящаяся под контролем Caterpillar, за прошедшее десятилетие существенно изменила производственную линейку, технологию проектирования и производства. За этот период были созданы совершенно новые модели машин с учетом стандартов Caterpillar. Показательным примером является выпущенная в начале 2018 г. новая модель бульдозера SEM 816D, которая уже успела завоевать признание клиентов за надежность, высокую производительность и простоту эксплуатации.

 



Бульдозер SEM 816D

 



Интерьер кабины бульдозера SEM 816D

Главным отличием новинки является применение гидростатической трансмиссии, очевидные преимущества которой хорошо известны. 17-тонный бульдозер оснащается двигателем мощностью 160 л.с. и развивает тяговое усилие до 280 кН, что является отличительным показателем. При этом он демонстрирует один из лучших в своем классе показателей по расходу топлива в зависимости от объема перемещенного материала. Джойстик управления ходом легок в использовании и является единственным рычагом, отвечающим за перемещение бульдозера. На джойстике также есть кнопка круиз-контроля, которая позволяет в любой момент вернуться к необходимой скорости машины. Одним из основных и очень важных качеств гидростатической системы привода бульдозера SEM 816D является возможность сохранения момента (тягового усилия) на гусеницах во время совершения поворота под нагрузкой. При этом поворачивать можно плавно, постепенно снижая скорость одной из гусениц, в то время как на бульдозерах без «гидростатики» приходится тормозить правую или левую гусеницу до «нуля», что снижает тяговое усилие как минимум в 2 раза.

Все серийные новинки, о которых идет речь в статье, представлены на российском рынке и доступны для приобретения.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить