Операционный интерфейс освободит человека от оков кабиныРазработчики грузовых автомобилей и спецтехники в скором времени откажутся от традиционных органов управления, таких как руль, рычаги и кнопки. На смену придут умные цифровые интерфейсы, при помощи которых техникой можно будет управлять голосом, прикосновением и даже взглядом, в зависимости от предпочтений водителей (операторов).

 Операционный интерфейс освободит человека от оков кабины

В течение нескольких лет разработчики  интерфейсов управления для грузовых машин и спецтехники заменили много механических органов управления (ручек, рычагов и кнопок) на более простые и интуитивные цифровые методы ввода команд.

Операционный интерфейс освободит человека от оков кабиныРост совокупности различных электронных функций и цифровых режимов в современной технике происходит не только в силу прогресса технических факторов. Потребители требуют от производителей универсальных инструментов управления, функционал которых можно было бы без труда освоить за относительно короткий срок. Это диктуется необходимостью выполнения сложных и множественных задач без длительного и затратного обучения. Экономические обстоятельства требуют, чтобы операторы автопарков выполняли как можно больше сложных производственных функций, а механическая система управления транспортным средством весьма сложна и требует много времени для получения необходимых практических навыков. Поэтому новые решения в области управления ТС должны будут упростить рабочую среду водителя (оператора).

Операционный интерфейс освободит человека от оков кабиныПроизводители сосредоточены на многофункциональных компонентах, которые можно использовать для выполнения нескольких задач, таких как функциональные закладки или контроллер i-drive (i-drive – это автомобильная система связи и развлечений, созданная BMW, используемая для управления большинством второстепенных функций автомобиля). Расширяют функциональность адаптивных элементов, чтобы их можно было использовать для большего количества функций и задач, разрабатывают новые элементы, такие как навигаторы пальцев, также называемые сенсорными кнопками управления.

Новые подходы могут упростить многие задачи, но не все водители или операторы различной техники хотят управлять функциями одинаково. У каждого имеются свои предпочтения, и многим часто не хочется менять привычный функционал.

Операционный интерфейс освободит человека от оков кабиныСегодня в сфере коммерческой техники трудятся широкий контингент операторов. С одной стороны, цифровым энтузиастам требуются машины, подключаемые к их смартфонам, или в лучшем случае они должны управляться, как в видеоиграх. С другой стороны, имеются клиенты, которые входят в разряд консерваторов и предпочитают уже известные старые решения. Эта категория пользователей ожидает, что средства и органы управления на новых машинах будут такие как раньше и именно там, где они когда-то предусматривались конструкцией.
В ответ команды разработчиков предлагают различные способы управления одними и теми же операциями. Например, сенсорные экраны часто могут управляться либо сенсорным вводом, либо ручкой/кнопкой. Поставщики средств проектирования помогают инженерам создавать альтернативные элементы управления, которые улучшают работу, а не делают ее более запутанной.

Операционный интерфейс освободит человека от оков кабиныРечевой контроль не был частью интерфейса управления (HMI) коммерческого транспорта и спецтехники, хотя его использование в легковых автомобилях значительно возросло в последнее время. Несмотря на то, что уровень качества распознавания значительно улучшился, голосовое управление для коммерческих транспортных средств игнорировалось инженерами, потому что машины производят много шума во время работы, который затрудняет распознавание голосовых команд. Тем не менее, некоторые новые конструкции грузовиков постепенно включают в интерфейс управления голосовые команды.

Операционный интерфейс освободит человека от оков кабиныНаблюдается адаптация систем распознавания речи для полной концентрации внимания на рабочих задачах водителей (операторов спецтехники), что поможет избежать отвлекающих факторов, которые могут стать причиной несчастных случаев. Последние конструкции кабин в грузовиках значительно снижают внутренний шум, что делает возможным распознавание голоса даже в шумной рабочей среде. В сложных коммерческих транспортных средствах водителям и операторам в процессе работы важно знать, что их команды были приняты системой управления. Это побуждает некоторых разработчиков HMI отойти от пассивных сенсорных дисплеев, которые не предоставляют никакой обратной связи, к активным дисплеям, позволяющим людям быть информированными об успешном сенсорном контакте. Это особенно важно в транспортных средствах, где операторы часто меняют положение, например, с помощью перемещающихся или вращающихся сидений.

Активные технологии, такие как тактильная обратная связь, распознавание силы нажатия и акустическая обратная связь (звуковое оповещение контакта), помогут операторам использовать адаптируемые дисплеи HMI для задач, которые в настоящее время не могут контролироваться экраном. С учетом распознавания силы нажатия и тактильной обратной связи как двух независимых принципов восприятия возможно безопасно выполнять больше функций при помощи активной поверхности операционного интерфейса. Здесь могут поддерживаться команды, передаваемые одним взглядом.

Операционный интерфейс освободит человека от оков кабиныЦветные дисплеи, смартфоны и звуковые оповещения приносят много преимуществ, но они также содержат в себе и отвлекающий фактор. Разработчики добавляют обратную связь для сенсорного ввода, но исключают ответы, которые не считаются критическими. Безопасная работа является основным требованием для каждого элемента в архитектуре управления.

Одной из областей, на которых сосредоточены разработчики операционных интерфейсов, является снижение отвлеченности водителя или оператора. Для этого появилась возможность изменять операционный интерфейс HMI, чтобы приспособиться к индивидуальным потребностям водителя (оператора). Операционный интерфейс HMI проигнорирует неважную обратную связь или удалит отвлекающие ненужные элементы и факторы общения человека с машиной.

Тенденция превращения грузовика в сложный самодвижущийся агрегат набирает обороты. Машины учатся видеть, ощущать, слышать и чувствовать. А появление операционных интерфейсов, которые представляют собой некое переходное звено между человеком и машиной лишь доказывают неизбежность скорой индустриальной революции, которая освободит человека из металлических оков кабины.


Владислав ПЯТАЕВ

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить