Курс на удлинение автопоездовМассового внедрения обещанной для сегмента автомобильных грузовых перевозок автопилотажной системы вряд ли следует ждать в ближайшие 15-20 лет: это не сказка, которая быстро сказывается, а проза современной логистики с надвигающимся дефицитом водительских кадров…

 

Курс на удлинение автопоездов

В рейс идут… почти старики
Если в условиях Крайнего Севера российские компании по разведке и добыче газа, нефти, твердых полезных ископаемых, в т. ч. драгоценных минералов, решают проблему за счет более высокой зарплаты и северных надбавок, то в европейской части РФ и бывших республиках Союза ССР пошел мощнейший отток профессиональных водителей. Там европейские перевозчики без стеснения сманивают к себе шоферские кадры более высокими зарплатами, привлекательными социальными пакетами и командировочными выплатами.

Та же Украина полными ходом обеспечивает водителями-дальнобойщиками Польшу, Германию, Словакию, Чехию... По неофициальным данным за последние четыре года более 160 тыс. человек с опытом работы на грузовом и пассажирском автотранспорте нашли работу в дальнем зарубежье, официально трудоустроившись в транспортные компании стран Евросоюза. И такой отток с украинского рынка труда водителей категории С, Е и D продолжает расти, поскольку условия подкупают.

В той же Словакии работодатель гарантирует водителю зарплату в первый месяц работы на уровне 45 евро в день плюс командировочные расходы, если это междугородние или международные рейсы. К слову, суточные на питание зачастую даже выше дневной оплаты – по 50 и более евро. Потом тарификация начинает автоматически подниматься, а с получением вида на жительство (работодатель эту процедуру оформления берет на себя) зарплата колеблется от 55 до 65 евро в день.

Курс на удлинение автопоездов

В среднем опытный украинский водитель при соблюдении режима труда и отдыха за месяц получает в европейской транспортной компании не менее 2 000 евро. В Германии этот потолок еще выше, доходит до 3000 – 3500 евро, но к таким перевозчикам попасть очень и очень сложно, поскольку там отдают предпочтение местным кадрам, уже имеющим вид на жительство лицам или получившим гражданство какой-либо из стран ЕС. Многие работодатели дополнительно предлагают еще и карт-бланш в виде регулярного материального пособия на оплату съемного жилья или бесплатных обедов, как это практикуют медучреждения Словакии для водителей машин скорой помощи, прибывших на работу из-за рубежа.

Белорусские водители в основном находят «хлебное место» в странах Прибалтики, Польше. Их опыт ценится, на работу белорусов берут охотно – трудолюбивые, дисциплинированные, исполнительныеи, главное, профессионалы в своем деле. Им в соседней Литве, например, предлагают работу на 20-тоннике за 1956 евро/2204 доллара в месяц, что в добрых два раза больше, чем дома. Отток растет. Если в нынешнем апреле Беларусь имела 2,7 тыс. вакансий водителей – дальнобойщиков, то уже к концу года дефицит шоферских кадров в упомянутом сегменте рынка труда превысит 3,5 тыс. мест. Правда, этот недобор водителей по сравнению с Европой мизер…

Курс на удлинение автопоездов


Европейцы тоже плачут…
В странах Евросоюза уже сейчас не хватает 127,5 тыс. водителей категории С, Е и D. Транспортные союзы, ассоциации, логистические компании бьют в колокола, ищут пути решения этой проблемы. Ситуацию усугубляет то, что уже через две-три пятилетки водительский костяк грузовой логистики, а это почти две трети нынешнего состава, достигнет пенсионного возраста. Наши эксперты говорят, что в России с кадровым потенциалом водителей дела обстоят не лучше. И ждать у моря погоды, т.е. надеяться на логистику с роботизированными фурами или даже автопоездами с системой автопилота, не стоит.

На прошлой неделе партнеры нашего издательства из брюссельской штаб-квартиры Европейской ассоциации автопроизводителей, чьи регулярные отчеты по ситуации на авторынке Евросоюза знакомы читателям РИА Мотор, предложили автопроизводителям увеличить общую длину транспортного средства до 32 метров, что позволит поднять внутренний объем кузовного пространства до 200 кубометров, и узаконить такой габаритный размер для дорог общего пользования по всей территории ЕС. Тем более, что длинномерные транспортные средства большой вместимости в форме комбинаций Европейской модульной системы (EMS) уже разрешены в Бельгии, Дании, Финляндии, большинстве федеральных штатов Германии, Нидерландах, Португалии, Испании и Швеции.

Курс на удлинение автопоездов

По мнению экспертов АСЕА, такое решение не только увеличит грузоподъемность транспортных средств на междугородных и международных маршрутах, но и существенно снизит общий объем выбросов вредных веществ. Главное, что при имеющейся нынешней емкости профессионального водительского состава можно частично снять дефицит кадров. В упомянутых выше странах попутно с устранением дефицита водителей большегрузных магистральных машин зафиксировано сокращение выбросов CO2, улучшилась ситуация с заполнением вакантных водительских мест.

Генеральный секретарь АСЕА Эрик Йононерт сказал: «Чтобы понять на практике преимущества транспортных средств большой вместимости во всем ЕС, мы настоятельно призываем политиков обеспечить внедрение транспортной системы большой Генеральный секретарь АСЕА Эрик Йононертпропускной способности по дорогам всех стран Евросоюза». Для примера руководитель почитаемой в ЕС организации показал убедительную графику: три длинномера по 32 м суммарной кузовной емкостью 600 кубометров заменят шесть стандартных фур по 16,5 м с объемом кузова 100 куб. м. каждая (см. инфографику АСЕА ниже). Уровень выхлопа при использовании такого длинномера снижается примерно на 27%.

Пример успешного внедрения на внутренних маршрутах грузовых сверхдлинных автопоездов показывает маршрутная линия между Мальмё и Гетеборгом, где ходит мегатрейлер Volvo FH16 общей длиной 32 м и общим весом 80 т. Этот Duo-Trailern получил разрешение Шведского транспортного агентства на работу по дорогам общего пользования не только ночью, как это было поначалу, но и в дневное время. За счет многоосевого исполнения ходовой базы агрессивного воздействия от 32-метрового грузовика на дорожное покрытие не будет, поскольку развесовка находится в пределах нормативных допусков.


Курс на удлинение автопоездов
На другой стороне европейского континента испанская автомобилестроительная группа Seat и транспортная компания Grupo Sesé успешно испытали и внедрили в логистику мегатрейлер в составе магистрального тягача Scania с двумя прицепами длиной 13,6 м суммарной длиной 31,7 м и максимальной грузоподъемностью 70 т. Расходы на логистику при транспортировке комплектующих для автозавода в ходе пилотных испытаний на маршруте между Сарагосой и штаб-квартирой Seat в Марторелле снизились на 25%.

Курс на удлинение автопоездов

Ученые Мадридского политехнического университета провели исследование, которое показало, что перевозка мегатрейлером 1 т груза на каждом километре пути снижает логистические затраты на 22%. Автоперевозчикам перспектива приобретения такого подвижного состава сулит очевидную выгоду: по данным ученых упомянутого университета, если стоимость перевозки обычным прицепом оставляет 0,0462 евро / т / км, то мегатрейлером будет от 0,034 до 0,0357 евро / т / км.

В России о подобном метраже грузовых транспортных средства пока речь не идет, все ограничивается максимальной 20-метровой длинной автопоезда, прописанной в ПДД. При этом автопоезд в составе 10-метрового грузовика и прицепа такой же длинны уже не вписывается в нормативное поле, поскольку как минимум 2-метровое дышло для сцепки уже в сумме даст 22 м длины и повод автоинспектору поинтересоваться габаритным размером как такого ТС, так и кошелька владельца транспортного средства…

Курс на удлинение автопоездов

Григорий ПЧЕЛИДЗЕ,
специально для РИА Мотор



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить