Обеспечение безопасности перевозок  является приоритетной задачей на всех уровнях власти. Безопасность в любом аспекте зависит от соблюдения всей системы государственных требований к субъектам рынка, к персоналу, технике, инфраструктуре и транспортным технологиям.

Только за первое полугодие 2015 г. за отсутствие или эксплуатацию неисправного тахографа составлено 232 667 административных материалов. Кроме того, 4 395 дел возбуждено за нарушение водителями режима труда и отдыха.
Стоит отметить, что в 2015 г. резко увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий при перевозке сотрудников. Беспокойство вызывает рост особо тяжких ДТП. Только летом 2015 г., c мая по август, в ДТП со служебным пассажирским транспортом погибло более 50 человек, более 100 человек получили различные ранения, при этом более 70 человек пострадавших находились в момент ДТП при исполнении должностных обязанностей.
Первые шаги к решению вопроса безопасности перевозок обозначены: Минтруд России подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам обеспечения безопасности при перевозке работников автотранспортным средством)».
Игорь Левитин, помощник Президента РФ заявил, что в первом квартале 2016 г. вопросы безопасности дорожного движения рассмотрят на специальном заседании Государственного совета. Левитин считает, что ответственность за соблюдение режима труда и отдыха водителей нужно возложить на собственников транспорта.
Анализ ДТП показывает, что в первую очередь речь идет о нарушении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в сфере транспорта и дорожного движения,  и труда.

Основные причины нарушений:
•    привлечение работодателями к перевозке пассажиров по заказу водителей, с которыми не заключены трудовые договоры (гражданско-правовые), без  медицинского предрейсового осмотра;
•    несоблюдение режима рабочего времени и времени отдыха водителя;
•    выпуск на линию машин технически неисправных, не предназначенных для перевозки пассажиров или переоборудованных под перевозку пассажиров;
•    нарушение водителями ПДД.


В настоящее время действующим законодательством не в полной мере урегулированы вопросы перевозки автотранспортом сотрудников предприятий для собственных нужд и по заказу, а также ответственности владельцев транспортных средств за соблюдение режима труда и отдыха водителей.

Например, деятельность по перевозкам пассажиров по заказу либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя не  подлежит лицензированию, получается, что указанные юридические лица и индивидуальные предприниматели эксплуатируют транспортные средства на свой страх и риск. Необходимо  лицензировать этот вид деятельности.

Учитывая, что основная масса дорожно-транспортных происшествий приходится на ночное время из-за несоблюдения водителями режима рабочего времени и времени отдыха, законопроектом предлагается ввести запрет на перевозку в ночное время пассажиров (сотрудников предприятия) автомобильным транспортом, не оснащенным тахографом.

Контроль водителей с помощью тахографа позволяет сделать точный расчет оптимального количества поездок и километража, понять, возможна ли дополнительная нагрузка, или ее надо снизить. Тахограф не дает возможности водителям халатно относиться к своим обязанностям и одновременно является правовой защитой водителя, так как его показания являются юридически верными данными.

Следующий логический шаг – законопроектом предлагается установить дополнительные обоснования изменения коэффициентов страховых тарифов по обязательному страхованию.

Текущее положение дел, связанных с ДТП с наступлением тяжких последствий для здоровья или повлекших смерть, свидетельствует о недостаточности мер ответственности для нарушителей.

Действующее уголовное законодательство не содержит статьи, описывающей данное деяние в отношении должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение режима рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью. Таким образом, водитель автотранспортного средства принадлежащего юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю несет ответственность за управление предоставленным ему транспортным средством, при этом вопрос технического состояния автотранспортного средства и соблюдения режима труда и отдыха водителя лежит на работодателе.  

Для эффективного решения этих задач предлагается ввести уголовную ответственность в отношении должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение режима рабочего времени и времени отдыха водителей.

Согласно действующему кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) не предусмотрена ответственность юридического лица и индивидуального предпринимателя за выпуск  на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технических средств контроля, а также ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей. Необходимо дополнить КоАП РФ положениями, предусматривающими такую ответственность.

Законопроектом предлагается дополнить статью 11.14.2 КоАП РФ  частью, содержащей ответственность должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за выпуск на линию неисправного транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров, а также с нарушением правил экипировки. Это позволит установить единые требования к перевозчикам вне зависимости от формы собственности и принадлежности транспортных средств.

 Скачать текст проекта закона

 

По материалам Министерства труда и социальной защиты РФ

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить