Найти и… вернутьУгон специальной техники, как и престижных легковых иномарок, весьма доходный вид теневого бизнеса. Статистика краж строительно-дорожных машин постоянно растет, и массовому угону не стали помехой даже GPS-трекеры…

 

Найти и… вернуть

Чаще всего воруют экскаваторы-погрузчики, гусеничные и пневмошинные экскаваторы. Реже в статистику краж попадают автокраны. Впрочем, буровые надстройки на автомобильном шасси тоже встречаются в полицейских сводках, но это уже «экзотический» вид угона под конкретный заказ. При этом розыск техники мало чем отличается от розыска пропавших людей. Только в перечне особых примет, значатся не цвет волос или глаз, а окрас кузова, не шрамы, а вмятины или содранная краска на корпусе.

В отличие от легковушек, на разборку для последующей продажи запчастей, угнанная спецтехника попадет редко. Обычно ее отгоняют самоходом или прицепами перевозят на удаленные строительные объекты, нелегальные песчаные карьеры, куда ни техническая инспекция, ни полиция практически не наведываются. Главное, быстро и подальше убраться от места угона, не забыв при этом отключить приборы GPS. «Умелые ручки» умудряются увести экскаватор-погрузчик за считанные минуты прямо со стоянок техники или во время обеда механизатора.

И чем больше населенный пункт, тем легче угнать практически тихоходную спецтехнику. Москва вообще «золотое дно» для угона. Сводки пестрят такими происшествиями постоянно. Например, 20 марта в столице с территории стоянки исчез экскаватор-погрузчик индивидуального предпринимателя. Стоимость такой машины приличная – 3,7 млн руб. Угонщиков ищут до сих пор, поскольку те оказались продвинутыми в классических технологиях и сразу отключили прибор мониторингового контроля, работающего по каналам GPS.

Найти и… вернуть

Многие эксперты склоняются к мнению, что установленная аппаратура спутникового мониторинга, в т.ч. с диспетчерским обслуживанием, не всегда дает желаемый результат сохранности техники. Свежий пример предоставил Екатеринбург, где в ночь на 31 марта угнали экскаватор-погрузчик JCB 3CX. Воры сработали молниеносно и… продуманно. Во-первых, они просчитали, что об исчезнувшей машине спохватятся только утром. Именно так и произошло.

Во-вторых, воры додумались снять аккумулятор, от которого запитан прибор удаленного мониторинга. Более того, они вскрыли приборную панель и сразу же избавились от GPS-трекера, установленного уже после покупки этой техники владельцем. Тот решил обезопасить себя от краж дорогостоящей импортной спецтехники, пригласил поставщика таких услуг. Одним словом, подстраховался. Не помогло, поскольку угонщики нынче пошли грамотные и о подобных хитростях знают даже больше тех, кто такое оборудование ставит.

В полицию, конечно же, заявили. В соцсетях, понятное дело, клич кинули, приметы указали, репостить попросили. Самое интересное в том, что соцсеть помогла. Правда, на вора никто пальцем не показал, расположение машины тоже не сообщили. Просто объявление об угоне случайно попалось на глаза одному из сотрудников официального дилера спецтехники JCB компании «Стройкомплект». Там ребятки тоже не промах и о поставляемой технике знают все, вплоть до ее чиха от некачественной солярки.

Найти и… вернуть
В тот же день специалисты дилерского центра связались с хозяином машины, сверились по документам и, убедившись в достоверности владения, принялись за отслеживание ее маршрута. Экскаватор-погрузчик обнаружили спрятанным в лесной глуши между двумя поселками Свердловской области. Визуально машина не просматривалась даже с расстояния 50 м, хотя ее желтый окрас и отсутствие листвы на кустах могли помочь в поиске. Однако установленная еще на заводе-изготовителе телематическая система LiveLink увидела, дала сигнал и помогла указать пеленг на точное местонахождение JCB 3CX.

Дело в том, что такая система работает даже если основной аккумулятор снят. Внутренняя батарея питает прибор, ее емкости хватает на отправление данных о местоположении машины в течение нескольких недель. Этого воры не учли. К тому же расположение оборудования засекречено заводом и просто так избавиться от него сложно: штатную систему LiveLink даже при обнаружении демонтировать без вывода машины из строя крайне сложно, поскольку оборудование интегрировано и связано с другими системами.


Как выяснилось, владелец экскаватора-погрузчика просто пропустил информацию о том, что телематическая система JCB LiveLink включена в стандартное оснащение большинства моделей техники JCB, в т.ч. и на приобретенную им машину, а 5-летняя подписка на нее входит в стоимость каждой новой машины. Срок подписки не истек, специалисты дилерского центра, как рассказывает руководитель сервисного отдела JCB в России и СНГ Семен Костин, в удаленном режиме имеют возможность обеспечивать не только дополнительную безопасность, но и «…отслеживать работоспособность техники. Система помогает повысить производительность и эффективность ее обслуживания, а также способствует снижению эксплуатационных расходов на машину».

Тот самый упрятанный после угона  экскаватор-погрузчик JCB 3CX, который отследили с помощью системы  LiveLink

Сообщается, что после благополучного исхода владелец экскаватора-погрузчика решил в будущем продлить подписку на LiveLink. О потраченных деньгах на установку сторонней фирмой GPS-трекера возможно и жалеет, но об этом вслух не заявлено. Главное, техника найдена в рекордно короткие сроки – всего два дня понадобилось для отслеживания маршрута, уточнения координат и возвращения экскаватора-погрузчика домой.


Как видим, классические приборы, подающие сигнал GPS, в таком случае, конечно, проигрывают. Пару дней назад в Копейском городском суде слушали дело жителя Южноуральска. Судили за кражу экскаватора – угнал прямо с площадки в центре города на улице Ленина. Он подобрал ключи и, самое главное, без особых проблем заблокировал сигнал GPS, что не позволило сразу определить местонахождение спецтехники.

Пресс-служба прокуратуры Челябинской области лишь сообщила, что экскаватор злоумышленник «…спрятал в арендуемом гаражном боксе, используя электронные устройства для блокировки частоты сигнала GPS и невозможности определения местонахождения транспорта по навигации спутниковой системы». Но нашли, отследив весь маршрут угона. Правда, вдаваться в детали и подробности подобных технологий производители спецтехники не спешат: не перевелись еще на Руси желающие обогатиться за чужой счет…

Найти и… вернуть

Валерия ХЛЫЗ

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить