Альтернатива с оговоркамиНаши запасы природного газа весьма велики, подозреваю, настолько велики, что доподлинный их объем нам даже не известен. Что проще – готовое топливо, бери и применяй в машинах! Но нет, нас постоянно что-то сдерживает, что-то останавливает, а ведь это прямая альтернатива жидкому углеводородному топливу вместе с электричеством.

Альтернатива с оговорками
Альтернатива с оговоркамиПриступили к переоборудованию, а затем и производству автомобилей, работающих на газовом топливе – столкнулись с нехваткой заправок. Следом встал вопрос о качестве газового оборудования двигателей, заправочных баллонов, безопасности эксплуатируемых газомоторных автомобилей. При попытке проанализировать всю ситуацию вкупе, возникает впечатление, что это замкнутый круг…

Так в каком же месте нужно разорвать этот круг? Что должно быть сделано и в каких масштабах для увеличения доступности газомоторного топлива (ГМТ)? Готовы ли производители к промышленному выпуску большими сериями автомобилей с газовым оборудованием в нынешних условиях? Каких высот реально добиться в нашей стране уже к 2020 г. в плане развития техники на ГМТ? Каковы основные сдерживающие факторы развития сети газовых заправок и как их преодолеть? Разобраться в этих вопросах мы попросили наших экспертов.

Д. ИевлевГенеральный директор «Авто-ПЭК», автопарка транспортной компании «ПЭК», Дмитрий Иевлев:

- Стоимость топлива – одна из важнейших составляющих себестоимости грузоперевозок. Природный газ является наиболее дешевым видом топлива, однако есть сдерживающие факторы для массового использования автомобилей с газобаллонным оборудованием.

Во-первых, в нашей стране еще не построена обширная федеральная сеть газовых заправок, есть лишь небольшие сети в регионах. Так, наша компания в таких регионах помимо других ТС использует «Газели» с битопливными двигателями. В планах на будущее – пополнить собственный автопарк «ПЭК» («Первой экспедиционной компании») несколькими тягачами, работающими на метане.

Во-вторых, облуживание и ремонт газомоторных машин обходится существенно дороже, чем автомобилей, которые работают на бензине или дизельном топливе. Кроме того, хранить газомоторные ТС нужно на специально оборудованных площадках. А для того чтобы выстраивать маршруты для таких автомобилей, в первую очередь требуется учитывать не скорость перевозки, а наличие на дорогах газовых заправок.

Альтернатива с оговорками

Э. МироновДиректор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов:

- На данный момент у нас уже есть две машины на газе в рамках проекта Citylogin для доставок по столице, грузоподъемностью 930 и 990 кг. Основная сложность в их использовании заключается в том, что в Москве всего шесть газозаправочных комплексов (что уж говорить про другие города). А ведь газомоторным топливом заправляют большинство городских и пригородных автобусов, на заправку каждого уходит минимум 30 минут, что (такие потери времени) гораздо дороже себестоимости самого топлива. В газомоторных машинах пятнадцатилитровый бензобак – то есть, только чтобы запустить двигатель и добраться до ближайшей АГНКС.

Иногда бензиновые двигатели переоборудуют под газовое топливо, в этом случае возникает возможность использовать и другие виды газа (например, пропан). Однако, качество такого переоборудования всегда не стабильное, так как зависит от конкретного мастера. Более того, каждый водитель автомобиля на газе обязательно должен проходить инструктаж по безопасности: нередко с бензиновых или дизельных заправочных станций пользователи уезжают с пистолетом от бензоколонки в отверстии бензобака, а что будет, если при этом из шланга будет идти не бензин, а газ под давлением – можно представить.

О. ГребенькоЗаместитель директора операционного управления по спецтранспорту группы компаний AsstrA Олег Гребенько

- Сегодня в России на газомоторном топливе работает более 100 тыс. грузовых автомобилей. Ежегодно продается примерно 3 тыс. таких машин, причем большинство из них – отечественного производства.

Конечно, гипотетически для более активного развития этого вида транспорта в нашей стране желательно было бы ввести специальные выделенные полосы для движения газомоторных автомобилей, но это, конечно же, в целом негативно повлияет на дорожную обстановку.

Но тем не менее, в некоторых странах ЕС государство оказывает реальную материальную поддержку владельцам транспортных средств, работающих на газовом топливе.


Альтернатива с оговоркамиБезусловно, в России должна существовать масштабная программа, направленная на развитие рынка газомоторного топлива, так как наша страна обладает самыми богатыми ресурсами газа. Данный вид топлива к тому же экологичный и сравнительно недорогой.

На мой взгляд, главная причина, которая тормозит развитие рынка коммерческого транспорта на газовом топливе, – недостаточное количество заправок. В связи с неразвитой инфраструктурой спрос со стороны транспортных компаний на такие автомобили ограничен, что отражается на высоких ценах производителей грузовиков. Решение данной проблемы – расширение сети газовых заправок. 

Дизельное топливо еще долго будет востребованным у перевозчиков, работающих на международных направлениях. А электрический транспорт будет востребован в городе, преимущественно у пользователей легковых авто. Альтернатива с оговорками

Несколько лет назад мы тестировали тягачи Scania G340, работающие на метане. В результате мы заметили значительную экономию топлива, которая в денежном выражении составила 50%. Благодаря двигателю Scania OC09 102 экологического класса «Евро-6», работающему на сжатом природном газе (метане), достигнуто снижение выбросов: углекислого газа на 31%, выбросов угарного газа на 36%, выбросов твердых частиц (сажи) в 5 раз, снижение NOх в 11 раз в сравнении с дизельным двигателем Scania DC13 103 (Евро-5). Получается, что нам без газового топлива все равно не обойтись.

Роман МУРАШОВ

Альтернатива с оговорками

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить