Уже месяц на территории Евразийского экономического союза действует дополнительная антидемпинговая таможенная пошлина относительно бульдозеров, выпускающихся и поставляемых на территорию нашей страны из Китая. Мера была вынужденная и  очень ожидаемая нашими машиностроительными заводами.  Особенно Челябинским тракторным…

 

 


Когда «Четра», «Дормаш», ЧТЗ и другие выступили единым фронтом

Многострадальный ЧТЗ, который едва ли не каждый месяц стремятся обанкротить, практически потерял из-за демпинговых цен на китайские бульдозеры не только внутренний, но и внешний рынок сбыта своих машин как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Гусеничные бульдозеры made in China мощностью до 250 лошадиных сил выдавливали челябинские машины не просто активно, а очень активно. Были и другие факторы негативного воздействия на продажи, но они на фоне китайской «бульдозерной интервенции» как-то не особо выделялись.

После длительного и скрупулезного расследования коллегия Евразийской экономической комиссии на своем заседании решила применить антидемпинговую меру в отношении гусеничных бульдозеров упомянутой мощности, производимых в Китае и ввозимых на территорию Евразийского экономического союза. А инициировал такое обращение в уполномоченный орган еще весной 2014-го Челябинский тракторный завод. Именно он испытал на себе серьезную конкуренцию со стороны китайских производителей. Расследование показало, что между демпинговым импортом гусеничных бульдозеров из Китая и материальным ущербом машиностроительной отрасли стран ЕАЭС существует причинно-следственная связь...

Вот как комментирует эту ситуацию директор по стратегическому маркетингу Челябинского тракторного завода Андрей Печеркин: «Мы приняли решение самостоятельно готовить весь пакет документов для подачи заявления, не прибегая к помощи специализированных юридических компаний, имеющих соответствующую практику. Более полутора лет наши специалисты собирали необходимые данные и формировали пакет документов для заявления об инициировании начала расследования.

Нас тогда поддержала компания "ЧЕТРА", орловский "Дормаш" и ряд других российских предприятий. Встал на нашу сторону и Минпромторг РФ, знакомый с предоставленной нами документацией. Было проведено несколько заседаний и публичных слушаний, в том числе с участием представителей китайских компаний, которые предложили свою аргументацию. Их интересы представляли юридические компании, специализирующиеся на спорах в международной торговле.

Собственное расследование провела Евразийская экономическая комиссия. Она подтвердила факт демпинга на территории стран Евразийского экономического союза и определила размер демпинга для каждого из производителей, импортирующих свою продукцию из КНР».

Таким образом, появилась дополнительная антидемпинговая таможенная пошлина от 9 до 44 процентов. Срок действия принятого документа  - пять лет. Это означает, что цена на бульдозерную технику из Поднебесной на общем рынке стран ЕАЭС, что образуют Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения, существенно возрастет. В итоге создаются условия для справедливой конкуренции отечественных производителей дорожно-строительных машин с коллегами из КНР.

Появились и другие факторы положительного воздействия на ситуацию. К примеру, на Челябинском тракторном заводе надеются нарастить объемы производства за счет ситуации с ослабевшим рублем. Не удивляйтесь, но это действительно так. Если для других падение стоимости рублевой массы имеет негативные последствия, то для ЧТЗ сулит выгоду – потребитель стал больше интересоваться российскими бульдозерами, поскольку уровень их локализации очень высок: техника отечественного производства с высокой степенью локализации из-за колебания курса валют остается доступной, чего не скажешь об импортных машинах такого исполнения. Основные детали на все модели бульдозеров изготавливаются в Челябинске, но некоторые из комплектующих поставляют партнеры по Евразийскому экономическому союзу. Это беспошлинный ввоз и на конечную стоимость гусеничной машины не влияет.



ЧТЗ жил, живет и будет жить

И хотя проблем у патриарха отечественного тракторостроения ЧТЗ предостаточно, кредиторы ополчились и требуют вернуть займы, активное движение к развитию объемов производства на заводе уже пошли. Со скрипом, но портфель заказов уже наполняется и о банкротстве говорить не стоит, как по внутреннему рынку, так и по внешнему.

На прошлой неделе тракторный завод подписал дилерское соглашение с перуанской компанией Vostok-Sur Export-Import, которая теперь будет представлять продукцию ЧТЗ в этой латиноамериканской стране. Офис нового сбытового партнеранаходится в Пиуре.

Как уточнили редакции в пресс-службе тракторного завода, дилер займется как продвижением дорожно-строительной техники завода на рынке Перу, так и гарантийным сопровождением и сервисным обслуживанием машин. Бульдозеры из Челябинска в Южную Америку предполагается поставлять морскими контейнерами в разобранном виде систематизированными машинокомплектами, что удешевит доставку и обеспечит сохранность техники при транспортировке. По прибытии контейнера к адресату специалисты дилерской компании машину соберут, сделают предпродажную подготовку и передадут покупателю. Такая схема уже хорошо отработана челябинскими тракторостроителями в ходе поставок бульдозеров во Вьетнам, Индию и Индонезию.

К примеру, недавно крайняя партия из пяти машин Б14 была в готовом виде представлена заказчику на заводе и перед отправкой во Вьетнам успешно прошла скрупулезную приемку. После этого тракторы разобрали на крупные модули, упаковывали в морские контейнеры. Дальше пошла сложная, но оправданная, логистика. Контейнеры по железной дороге отправили в Санкт-Петербург, оттуда на судах-контейнеровозах переправили в Гамбург (Германия), где контейнеры погрузили на корабль, следующий до порта Хайфон. На месте технику собрали в дилерском центре, провели предпродажную подготовку и передали заказчику «под ключ». Как оказалось, кружной путь через Атлантический и Индийский океан получился самым надежным и экономически выгодным.

Поставка в Перу тоже будет контейнерной. Там вообще развернулась целая программа по продвижению техники ЧТЗ. Помимо основного соглашения, второй договор заключен самим дилером при участии Челябинского тракторного завода с перуанским филиалом испанской компании Repsol, производителем технических масел. В Перу это крупнейший поставщик горюче-смазочных материалов, чьи фирменные АЗС расположены по всей стране. В соответствии с соглашением компания Repsol становится своего рода субдилером и обязуется содействовать дилеру ЧТЗ в продвижении продукции. Взамен получит возможность расширения своего рынка сбыта: двигатели, трансмиссии, гидросистемы поставляемых в Перу тракторов будут заправляться только маслами Repsol. Причем работу по замене масел в ходе эксплуатации машин компания возьмет на себя.

Третье соглашение достигнуто с компанией Senati, владеющей частной сетью профтехобразования по всей стране. Здесь готовят квалифицированных рабочих и техников по заказу различных фирм. Договор, который дилер ЧТЗ подписал с колледжем в Пиуре, предусматривает: техника ЧТЗ будет задействована в учебном процессе, чтобы учащиеся могли на практике познакомиться с ее устройством и особенностями эксплуатации. Колледж, в свою очередь, предоставит площади и оборудование, необходимые для сборки машин. Собирать первые поставленные в Перу бульдозеры будет бригада, сформированная из студентов колледжа, будущих механиков, под руководством опытного инженера, командированного из Челябинска. Ему же предстоит прочесть курс лекций по устройству и обслуживанию тракторов.

По приглашению нового дилера в Перу на презентацию завода ездил руководитель отдела продаж в страны дальнего зарубежья экспортной службы ЧТЗ Владимир Клейн. В бизнес-центре Пиуры состоялась презентация завода и его дилера. На нее приехали около 60 участников, в т. ч. представители горнодобывающих предприятий, строители, дорожники, а также специалисты из Министерства обороны и местного аналога МЧС.


Дилер уже ведет переговоры с несколькими госструктурами о поставке в контейнерах первой партии из трех-пяти бульдозеров. В дальнейшем речь может идти о полноценной сборке машин в Перу с последующей локализацией – использованием отдельных комплектующих местного производства.

Редакция благодарит пресс-службу Уралвагонзавода и Челябинского тракторного завода за помощь и содействие в подготовке материала