Если кто-то считает, что российский железнодорожный транспорт работает неудовлетворительно, то он заблуждается. Посочувствуйте лучше британским пассажирам, которые ежедневно вынуждены пользоваться услугами железнодорожных операторов, у которых больше половины составов ходит не по расписанию.

Худшие железные дороги - в Великобритании
Самым характерным примером английской непунктуальности служат операторы, осуществляющие пассажирские перевозки через узловую ж/д станцию Манчестера Оксфорд-Роуд (Manchester Oxford Road), являющуюся второй в городе по пассажиропотоку. Северный транспортный узел, который каждый год принимает более девяти миллионов пассажиров, был назван самым худшим в Великобритании.

Худшие железные дороги - в ВеликобританииРасследование, проведенное британской организацией защиты прав потребителей Which?, показало, что 77 % поездов этого направления либо приходили на станции назначения с большим опозданием, либо отправлялись без соответствия с установленным расписанием, либо вообще были отменены. С начала этого года ситуация почти не изменилась – 68 % поездов опоздали или вовсе не пошли (отменялся один поезд из каждых двадцати (5%).

Худшие железные дороги - в Великобритании

Один из крупнейших английских городов – Манчестер – более других пострадал после неудачного введения в мае этого года нового расписания движения поездов железнодорожной сети страны: новое расписание породило хаос по всей Англии. Из железнодорожных операторов, работающих по направлениям Оксфорд-Роуд, компания East Midlands Trains является самой ненадежной: более трех четвертей (78 %) пассажирских составов East Midlands стабильно отправляется или прибывает в пункты назначения со значительным опозданием. Основные потоки пассажиров этого направления курсируют между станциями Шеффилд, Ливерпуль Лайм-стрит, Норидж, Ньюкасл, Лидс и Аэропорт-Манчестер.

Вторым в рейтинге худших организации Which? отметился, один из важнейших городов Англии Йорк, главный город и унитарная административная единица со статусом «сити» в юго-восточной части графства Норт-Йоркшир. Десять миллионов поездок осуществляется через железнодорожный вокзал города каждый год по маршрутам между Лондоном, Эдинбургом, Ньюкаслом и Лидсом. 65 % поездов этой ж/д сети хронически опаздывали или были отменены. Пассажироперевозки, выполненные компанией Virgin East Coast Trains, были самыми неудовлетворительными для пассажиров, путешествующих по этим маршрутам. Более 78 % составов прибывали или отбывали не по расписанию или были отменены.

Станция Gatwick Airport соединяет центр со вторым по важности воздушным коридором Лондона – Аэропортом Гатвика. Неудовлетворительная работа перевозчиков этого направления для многих пассажиров явилась критичной. В отчете группы Which? отмечается, что трудно предположить, что бы произошло, если бы основная часть пассажиров аэропорта положилась на поезда этой линии, чтобы вовремя поспеть к трапу самолета. На этой станции у группы ж/д операторов Southern было 66 % опоздавших и отмененных поездов, в то время как у ж/д компании Thameslink (GTR), осуществлявшей альтернативные рейсы к гатвикскому аэропорту, дела обстояли ненамного лучше – с 59 % случаев задержек и отмен рейсов.

Худшие железные дороги - в Великобритании

Таким образом, станции Gatwick Airport и Birmingham New Street, соединяющие со вторым по важности воздушным коридором английской столицы, разделили между собой третье место в списке худших.

Следует знать, что в анализе потребителей ж/д сервиса используется более строгий подход к пунктуальности (точности), чем в железнодорожной отрасли Великобритании, которая классифицирует поезд как опоздавший, только если он прибывает в конечный пункт назначения более чем на пять минут позже нормативного графика. Допустимый показатель времени опоздания в соответствии с понятиями британских железнодорожников увеличивается до десяти минут или более для поездов дальнего следования.

Отметим, что подход группы защиты прав потребителей имел объективный характер. Группа подчеркнула в опубликованном отчете, что не все задержки и отмены являются виной компаний, эксплуатирующих поезда. 

Худшие железные дороги - в ВеликобританииОпоздание поездов происходит по определенным объективным причинам. Условно они подразделяются на несколько категорий: технические, связанные с неисправностью поездов, инфраструктурные, некорректная работа диспетчеров, человеческий фактор, условия окружающей среды.

Выходы из строя различных узлов и оборудования во время движения поезда действительно случаются. Поломки оказывают влияние на график движения не только неисправного поезда. Поломки других поездов также могут стать причиной опозданий и задержек, т.к. разные поезда (пассажирские и грузовые) ходят по тем же рельсам, что и электропоезда. При задержке одного из поездов возникает, так называемый эффект домино, когда другие поезда, следующие по сопричастным путям, также могут опоздать к назначенному времени.

При проведении ремонтных работ на различных участках ж/д путей скорость поездов ограничивается. В числе причин опозданий и неисправности сигнализирующих систем или иного инфраструктурного оборудования. При благоприятных условиях машинист может ускориться на разрешенных для этого участках пути, чтобы скорректировать график, но этого не всегда можно добиться. Большое влияние оказывают факторы окружающей среды. В Англии часто случаются погодные катаклизмы. По словам метеорологов, ситуация, когда дожди, снега, ураганы и разливы рек сменяют друг друга почти каждый день, стала крайне характерной для британской зимы.

Одной из причин неудовлетворительной работы ж/д операторов также является и человеческий фактор. Автомобили нарушают правила движения через ж/д переезды, что ведет к серьезным авариям. Пассажиры часто ошибочно или из хулиганских побуждений срывают кран экстренного торможения. При активации стоп-крана пассажиром в кабине машиниста раздаётся сигнал. У машиниста в запасе всего около трех секунд, чтобы нажать кнопку отмены, в противном случае включается автоматическое торможение. Затем машинист должен остановить поезд в безопасном месте.

Подобные инциденты постоянны и их невозможно контролировать. В последнее время еще добавились и террористические угрозы. Меры, антитеррористического характера, применяемые в связи с профилактикой минирования поездов и других видов опасных акций, также оказывают нежелательное воздействие на точность графиков движения.

Худшие железные дороги - в Великобритании

Диспетчер по различным причинам может задержать пассажирский состав для приоритетного движения другого поезда. Пассажирские поезда дальнего следования имеют в экстренных ситуациях преимущество, например, перед пригородными составами. Международные поезда могут быть задержаны таможенными службами и т.д.

Железные дороги представляют из себя очень сложную систему со многими составляющими, которые способны оказывать влияние друг на друга. Поэтому причин работы вне графика также может быть множество. Специальные службы проводят расследование каждого отдельного случая и делают соответствующие выводы, которые используются для дальнейшего совершенствования ж/д трафика.

В заключение стоит сказать о том, что пунктуальность российских поездов находится на очень высоком уровне, который составляет почти идеальный показатель – 98 процентов: у нас поезд считается опаздывающим, если он задерживается более чем на пять минут. В США показатель опоздания равен 10 минутам.

Александр ВАДИМОВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить