В 2018 году началась замена бортовых устройств системы взимания платы за проезд по федеральным трассам с 12-тонников «Платон», которые были выданы в 2015 году. Замена оборудования раз в три года – изначальное условие правил пользования этой госсистемой.


Насколько удобна такая замена для транспортных компаний, как это влияет на их работу? Процесс начался этой осенью, в высокий сезон, что может в целом негативно отразиться на рынке грузоперевозок. А есть ли альтернатива?

«Бортовое устройство – объект системы взимания платы, представляющий собой техническое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения 12-тонника по федеральным трассам»



Эта обязательная процедура обусловлена требованиями ФСБ России к средствам криптографической защиты информации (СКЗИ). Разрешенный срок их эксплуатации составляет три года, он изначально указан в паспорте бортового устройства. Согласно текущим правилам взимания платы (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 504 от 14.06.2013 г.) и условиям договора безвозмездного пользования, перевозчику необходимо заменить бортовое устройство по истечению срока службы в любом центре облуживания пользователей, сообщили в пресс-службе госсистемы.

Для своевременной замены бортового устройства необходимо уточнить дату окончания срока его службы, которая указана в личном кабинете пользователя на сайте «Платон», и прийти в любой центр обслуживания пользователей не ранее чем за три недели до окончания срока службы. Кроме того за месяц до окончания срока службы устройства оператор оповестит пользователя о необходимости прийти в центр обслуживания.

Бортовое устройство с истекшим сроком действия автоматически будет отключено от госсистемы «Платон». Движение с таким устройством является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность по ст. 12.21.3. КоАП РФ.

Замена оборудования, пусть и необходимая для сохранности данных пользователей, для корректной передачи информации о маршруте движения транспортного средства, может быть неудобна перевозчикам, поскольку затрагивает отлаженный процесс доставки грузов.

Что думают о необходимости замены оборудования грузоперевозчики, рассказали эксперты в области автоперевозок специальному корреспонденту журнала «Автоперевозчик. Спецтехника» Роману Мурашову.

Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic:

- Необходимость единовременно и в короткий срок произвести замену большого количества бортовых устройств грозит рядом опасностей для пользователей этими приборами. Например, повторением ситуации ноября 2015 года, когда владельцы грузовиков «штурмом» брали офисы системы «Платон» в регионах, создавали стихийные и организованные очереди. Для того, чтобы избежать подобных проблем, было бы хорошо изменить процедуру замены. А именно: позволить перевозчику получить новое устройство, установить его и только после этого сдать старое. Также нужна возможность предварительной записи в офис «Платона» для получения нового оборудования. Все это поможет обеспечить рынок нужным числом доступных ТС в сезон высокого спроса на грузоперевозки.

Бесплатная замена бортовых устройств производится с октября 2018 года, а чтобы работа перевозчика не останавливалась на этот период времени возможно использование маршрутных карт. Однако это создает ряд неудобств: необходимо ехать строго по заранее оплаченному маршруту, невзирая на изменение дорожной и погодной ситуации на пути следования. К тому же составление маршрута по таким картам требует дополнительных затрат на администрирование.

Игорь Антонов, инженер отдела эксплуатации группы компаний AsstrA:

- В 2015 году, когда система взимания платы с большегрузов за проезд по дорогам федерального значения только появилась, бортовые устройства, фиксирующие передвижение транспортных средств, выдавались перевозчикам бесплатно. Наша компания также является пользователем системы и все авто оснащены бортовыми устройствами (БУ).

После трех лет эксплуатации можно смело сказать, что дефектов в работе оборудования мы не наблюдали, а сами бортовые устройства очень практичные и удобные. Но никто не застрахован от поломки прибора. Например, если это случится в пути, то водитель вынужден произвести остановку транспортного средства, продолжить перевозку можно только по маршрутной карте. Данный документ мы не оформляем без крайней необходимости.

Новое устройство выдается только после сдачи неисправного, это не всегда удобно, так как в это время водитель должен осуществлять перевозку по маршрутной карте, а ее получение требует существенных временных затрат. Поэтому я не думаю, что менять приборы системы «Платон» каждые три года необходимо. На время этой процедуры, транспортная компания должна полностью прекратить свою работу и одномоментно осуществить замену всех БУ, первоначально сдав старые. В таком случае неизбежно использование маршрутных карт. Считаю, что более рационально было бы сначала всем получать новое оборудование, а затем сдавать старое. Таким образом можно избежать роста очередей перевозчиков.

Роговенко Виктория, директор по перевозкам и эксплуатации транспорта компании Intertransavto (ITA):

- На оперативность процесса замены бортовых устройств системы «Платон» напрямую влияет скорость работы сотрудников центров обслуживания. Перевозчики не могут заменить приборы заблаговременно, поэтому им хотелось бы, чтобы были созданы условия для комфортного и, самое главное, быстрого обслуживания. Например, полезным начинанием стало бы открытие дополнительных центров, в которых бесперебойно работало бы большее количество сотрудников.

Замена бортовых устройств будет производиться бесплатно, но только в том случае, если у приборов отсутствуют дефекты, а у перевозчиков имеется вся документация и дополнительное оборудование. Однако наша компания столкнулась с проблемами при возврате оборудования. Центр обслуживания, находящийся по адресу Смоленская обл., Краснинский р-н, 449 км + 500 м (левая сторона) автодороги М-1 «Беларусь», в который мы обратились, расположен в месте, где сигнал со спутником слабый. В связи с этим на бортовом устройстве постоянно горел красный индикатор. Из-за этого прибор был признан нерабочим. Для того чтобы выяснить причину неполадки, его отправляют на 30-дневную экспертизу. В свою очередь перевозчику для осуществления своей деятельности необходимо получить новое оборудование, за которое он должен внести обеспечительный платеж в размере 6822,98 рубля. После завершения проверки, если выясняется, что прибор находится либо в рабочем состоянии, либо перестал функционировать не по вине перевозчика, то платеж возвращается. В любом другом случае денежные средства удерживаются. Для компаний с большим автопарком такие взносы являются внушительными. На возврат денежных средств может уйти около двух месяцев.

Для замены бортового устройства не требуется наличие самого автомобиля, главное привезти в центр обслуживания прибор, подлежащий замене. Демонтаж старого и установка нового оборудования производятся очень быстро. Главная сложность, с которой могут столкнуться перевозчики,   – очереди. Их возникновение неизбежно, если замена будет производиться массово и одномоментно, как это было на стадии выдачи первых БУ. Конечно, такие временные затраты могут сказаться на работе логистических компаний и их финансовых показателях. Однако мы не ожидаем каких-то задержек.

Игорь Алексашов, руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК»:

- По истечении трех лет эксплуатации бортовых устройств системы «Платон» не исключено, что могут произойти изменения технических параметров приборов. Поэтому своевременная их замена необходима. На наш взгляд, этот процесс должен проходить постепенно, например, в течение года.

Если бортовые устройства можно будет менять поэтапно и не только в офисах, но и в передвижных пунктах, то каких-либо трудностей у перевозчиков не возникнет.

Чтобы установить новое оборудование на одну машину, нужно несколько часов. А так как высокий сезон у транспортных компаний приходиться на конец года, самым удобным временем для обновления бортовых устройств мог бы стать январь.

Мы поддерживаем возможное упрощение процесса замены приборов, которое позволит перевозчикам сначала получить новое оборудование, а затем сдать старое. Это было бы очень удобно.

Действительно, до недавнего времени правилами была предусмотрена замена приборов при сдаче старого устройства в полной комплектации. Сегодня же грузоперевозчик может получить новое устройство, если он сдал старое с истекшим сроком службы даже в неполной комплектации. А также пользователь системы сможет получить новое бортовое устройство и потом сдать старое с истекшим сроком службы. Это изменение удобно в первую очередь перевозчикам с большим парком автомобилей.

Замена бортового устройства – не единственное изменение, произошедшее в работе госсистемы: в июле 2018 г. полномочия по контролю за нарушениями в системе «Платон» переданы Ространснадзору, поправки внесены в КоАП РФ. Нововведения заключаются в передаче от МВД Ространснадзору полномочий по вынесению постановлений о штрафах владельцам 12-тонников за движение по федеральным дорогам без внесения платы через систему «Платон»». За соблюдением требований системы «Платон» на федеральных трассах следят 100 специальных автомобилей и более 480 рамок.

Роман МУРАШОВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить