Спустя два дня после завершения «Транспортной недели-2015» появилась возможность проанализировать ее итоги и знаковые решения. Главный постулат, выработанный участниками всех проводимых мероприятий, уже понятен: развитие транспортной отрасли России становится все более и более актуальным…

 


Без прошлого не будет будущего…

В рамках проведения «Транспортной недели - 2015», которая длилась с минувшего понедельника 30 ноября по пятницу 5 декабря, всевозможных мероприятий было уймище. Во-первых, это социально-культурная и образовательная программа для студенческой молодежи всех профильных учебных заведений страны и молодых ученых. В нее вошли VII Общероссийская спартакиада студентов транспортных ВУЗов и  Всероссийский фестиваль творчества студентов транспортных ВУЗов «ТранспАрт-2015» и III Форум транспортного образования. Во-вторых, было подведение итогов и церемониал вручения премии «Формула движения. В-третьих, прошли форум «Молодые ученые транспортной отрасли» и Международный конгресс «ROADTRAFFICRUSSIA – 2015». И, наконец, центральное событие - IX Международный  форум и  выставка «Транспорт России»,  которому предшествовал Деловой завтрак министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова с деловыми кругами транспортной отрасли страны.

Состоялись десятки важных встреч, дискуссий, «круглых столов» и конференций, в ходе которых транспортники вырабатывали программу дальнейшего развития транспортной отрасли страны. «Неделя», как заявил министр транспорта РФ Максим Соколов, стала эпицентром обмена опытом и главной площадкой страны для разработки консолидированной позиции, ориентированной на взаимовыгодное сотрудничество и поиск эффективных путей, способствующих развитию транспортной отрасли.

Однако в начале этой публикации все-таки резонно стартануть не с анализа  какого-либо знакового события, а с мероприятия, казалось бы, второго плана -  фотовыставки «Помним прошлое. Ценим настоящее. Создаем будущее», организованной в честь 70-летия Великой Победы и 105-летия со дня открытия первого московского аэродрома на Ходынском поле. Ее совместно с ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», ФГУП «ГК по ОрВД», ФГУП «ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» и при поддержке Российского военно-исторического общества и Клуба ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации «Опыт» развернула на своем стенде Росавиация. Замысел превысил ожидания: предложенная в снимках историография страны вышла на первый план просмотров, изучения и ознакомительного экскурса в прошлое.    

Фотовыставка  имела всего три разделы. В первой фотоэкспозиции «Помним прошлое» разместили редкие архивные фотографии и артефакты, отражающие значимые события ключевых этапов становления и развития отечественной гражданской авиации. Одна из тем – первые аэродромы. Это, прежде всего, аэродром на Ходынском поле, открытый 3 октября 1910 г.  Он стал неотъемлемой частью истории нашей страны. Именно этот аэродром положил начало отечественному авиапрому. Здесь совершали полеты великие летчики П.Н. Нестеров, В.П. Чкалов, С.И. Уточкин, В.К. Коккинаки и др. Сюда после подписания был доставлен пакт о безоговорочной капитуляции Германии.


Во втором разделе «Создаем будущее. Будущее начинается сегодня – с прогрессивного мышления и внедрения перспективных технологий и материалов» организаторы разместили изображения аэропортовых комплексов, отличительной особенностью которых являются уникальный архитектурный дизайн и использование передовых технологий и материалов. Один из ярких примеров – аэровокзал в аэропорту Белгород. Примечательно, что дизайн выставочного стенда Росавиации ассоциировался не только с образом этого аэровокзала, но и с мостом между прошлым и будущим. Не менее интересен открытый в 2014 г. аэропорт Итуруп, построенный «с нуля». Одна из сложностей заключалась в том, что все здания и сооружения должны быть сейсмоустойчивыми и выдерживать сильные землетрясения.

В разделе «Ценим настоящее» вниманию посетителей представлены фотоработы победителей творческого конкурса ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», посвященного Международному дню авиадиспетчера.


Сделать нам еще предстоит больше, чем сделано

Круглый стол «Международные автомобильные перевозки: современные вызовы и перспективы» с участием заместителя министра транспорта РФ Николая Асаула проводили на площадках «Транспортной недели» Международный союз автомобильных перевозок (МСАТ) и Ассоциация международных автомобильных перевозок (АСМАП). Помимо Николая Асаула  в ней приняли участие генеральный секретарь МСАТ Умберто де Претто, генеральный директор АСМАП Андрей Курушин, заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Ширухан Гаджимурадов, генеральный директор ФБУ «Росавтотранс» Алексей Двойных, представители автомобильных перевозчиков.

Николай Асаул высоко оценил многостороннюю деятельность МСАТ, направленную на оптимизацию и упрощение перевозок, снятие административных и физических барьеров в работе автомобильных перевозчиков и защиту их интересов, повышение престижа и конкурентоспособности отрасли автомобильного транспорта, обеспечение профессионального и качественного уровня предоставляемых услуг. В ходе круглого стола отмечено, что 28 ноября 2015 г. принят федеральный закон № 337-ФЗ «О ратификации Соглашения между правительствами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок».

Подписание данного соглашения ШОС является ключевой задачей транспортного сектора. Посредством соглашения предполагается сформировать сеть маршрутов, открываемых для международного автомобильного сообщения, включая международный транспортный маршрут «Европа - Западный Китай», призванный соединить порты Желтого моря с портами Ленинградской области через территории Китайской Народной Республики, республики Казахстан и Российской Федерации.


Первый день форума «Транспорт России» начался Деловым завтраком министра транспорта РФ Максима Соколова с руководителями субъектов Российской Федерации, инвестиционных и пенсионных фондов, кредитных учреждений, рейтинговых агентств, транспортных, проектных и строительных предприятий, органов государственной власти. Участники обсудили примеры реализации инфраструктурных проектов на транспорте, а также механизмы структурирования проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) и привлечения частного капитала.

Не обошли они стороной и тему введения системы «Платон» на территории всей Российской Федерации. Многие сошлись во мнении, что «…система нужна, работоспособна и необходима для регионов». По словам же  Максима Соколова, введение платы для большегрузов за проезд по федеральным дорогам положительно скажется на инфраструктуре и экономики регионов.

В ходе Делового завтрака руководитель «Росавтодора» Роман Старовойт сообщил, что за первые две недели работы системы взимания платы «Платон» в Дорожный фонд было перечислено более 800 млн рублей, в системе за это время зарегистрировалось более 600 тыс. грузовиков 12-тонной грузоподъемности, было выписано свыше 1 млн маршрутных карт.


Весьма актуальные темы для своих регионов и страны в целом затронули представители органов власти и руководители хозяйств на местах. К примеру, глава Удмуртской Республики Александр Соловьев  представил проект строительства моста через реку Каму, 70 % инвестиций в который принадлежат концессионеру.  Мост планируют сдать в эксплуатацию уже в сентябре 2016 года. А вот врио главы Республики Коми Сергей Гапликов рассказал о потенциале развития дорожного хозяйства в своем регионе и представил проект строительства дороги протяженностью 1086 километров, которая связывает несколько городов республики.

Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт в своем выступлении рассказал о проекте дороги в обход Хабаровска, строительство которой на условиях концессии будет начато в 2017 году. По оценке губернатора, строительство автодороги «Обход Хабаровска» усилит транзитный потенциал Дальнего Востока, создаст условия для развития интермодальных перевозок и обеспечит выход к острову Большой Уссурийский.

Особое место было уделено проекту, который реализуется частным инвестором для обеспечения доступности транспортных железнодорожных подходов к быстроразвивающемуся порту «Тамань» в Краснодарском крае. Этот проект участникам представил гендиректор Таманьнефтегаза Мишель Литвак. По окончании встречи в прямом эфире состоялось открытие Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра в Татарстане.

 


Подписано пером – не вырубишь  топором

В ходе деловых встреч на форуме «Транспорт России» состоялось подписание ряда стратегически важных соглашений. Договор о взаимодействии и сотрудничестве заключили Правительство Ульяновской области и акционерное обществом «Авиакомпания «Ред Вингс». Они договорились о создании благоприятных условий для удовлетворения потребностей населения и экономики в воздушных перевозках, в т.ч. международных, а также участия Ульяновской области в мероприятиях по проведению чемпионата мира по футболу 2018 года и дальнейшего социально-экономического развития области.

Федеральное агентство морского и речного транспорта и представительство Нордик Ярдс Холдинг ГмбХ заключили соглашение с целью развития и рационального использования образовательного, инновационного и интеллектуального потенциала сторон, дополнительного образования, развития научных исследований. Соглашение о сотрудничестве подписано между Российским Союзом Автостраховщиков  и Акционерным обществом «ГЛОНАСС» с целью сотрудничества в рамках проекта «ГЛОНАСС». А для  определения основных направлений и принципов сотрудничества при использовании составных частей  системы ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» для нужд ПАО «Россети» подписано соглашение о сотрудничестве между публичным акционерным обществом «Российские сети» и акционерным обществом «ГЛОНАСС».

В целях реализации Концепции в соответствии с положениями Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» заключено соглашение о сотрудничестве между Федеральным дорожным агентством и публичным акционерным обществом «Государственная транспортная лизинговая компания». Также состоялось подписание меморандума о намерениях между Федеральным дорожным агентством и компанией SINOHYDRO CORPORATION LIMITED, которая планирует выход на российский рынок с целью инвестирования в развитие дорожной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа.

 


Второстепенных проблем не бывает

Это стало понятно из перечня вопросов, которые поднимали транспортники для выработки конкретных решений и стратегических планов на перспективу. Так в ходе круглого стола «Транспортное строительство в условиях экономических вызовов» участники обсудили технологии, способные повысить конкурентоспособность российской транспортной инфраструктуры.

В ходе экспертного диалога «Внутренний водный транспорт России. Системные проблемы и пути их решения» разговор шел о перспективах дальнейшего развития речных перевозок. Здесь весьма интересным было выступление начальника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Станислав Набоко. Там в настоящее время судоходство эксплуатирует 607 км транзитных водных путей, а объем перевозок судоходными компаниями за навигацию в этом году составил порядка 180 тыс. тонн. К 2020 году этот показатель должен достигнуть 500 тыс. тонн грузов.

В ходе работы круглого стола «Об отдельных актуальных вопросах практической реализации законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности» участники обсудили нормативные акты и  законодательные инициативы, направленные на обеспечения безопасности на транспорте и основные проблемы проведения досмотровых мероприятий.

 


Ключевым событием второго делового дня стала пленарная дискуссия «Транспортная инфраструктура чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в Российской Федерации как драйвер развития регионов России, в ходе которой эксперты обсудили подготовку субъектов Российской Федерации к Чемпионату. Выступая перед делегатами, Максим Соколов отметил: «Перед нами стоит амбициозная задача, ведь Чемпионат мира, в отличие от локальных мероприятий, будет проходить сразу в 11 городах страны. Для нас, транспортников, это уникальный шанс модернизировать транспортную инфраструктуру крупнейших городов страны».

В рамках пленарной дискуссии в онлайн-режиме  состоялась церемония запуска тоннелепроходческого щита, который дал старт строительству станций «Новокрестовская» и «Беговая» в Санкт-Петербурге. Их должны сдать в эксплуатацию к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Министр транспорта России Максим Соколов и председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин, нажали виртуальную красную кнопку на планшете, через сотовую связь сигнал дошел до Петербурга и щит был запущен.


В ходе круглого стола «Эффективность и безопасность полетов при полетно-информационном обслуживании на аэродромах с низкой интенсивностью» участники обсудили мировой опыт выполнения полетов без диспетчерского обслуживания на аэродромах с низкой интенсивностью и обменялись опытом в реализации подобных проектов.


Теме авиаперевозок был посвящен и круглый стол «Перспективы развития рынка авиаперевозок с учетом новых вызовов», участие в котором приняли представители крупнейших аэропортов и авиаперевозчиков России. Сейчас в России фиксируется рост грузооборота российских авиакомпаний. По словам  Максима Соколова, за 10 месяцев грузооборот российских компаний вырос на 7 % при росте на международных направлениях на 12 % и падении на внутренних - на 16,7 %. Все это накладывается на те события, которые произошли в отрасли. Сказалось на ситуации и прекращение деятельности второго по величине игрока на рынке - компании «Трансаэро».


Глава представительства в РФ ООО «Люфтганза Консалтинг» Станислав Соломко обратил внимание на то, что в условиях сложившегося кризиса авиаотрасли, на рынке происходит серьезное перераспределение спроса с международных линий на внутренние. По его словам, российским авиаперевозчикам очень важно ответить на этот тренд.

Разговор без галстука с участием министра транспорта РФ Максима Соколова и его заместителей тоже оказался актуальным.  В ходе обсуждения руководитель главного транспортного ведомства отметил, что в 2015 году инвестиции только из федерального бюджета на инфраструктурные проекты составили 490 млрд рублей. Однако из-за масштабов экономики и географических особенностей все еще невозможно представить, сколько инфраструктуры необходимо, чтобы полностью удовлетворить спрос и на грузовые, и на пассажирские перевозки в стране. Участникам и гостям был продемонстрирован видеоролик «Топ-10 крупнейших событий транспортной отрасли в мире» с достижениями ведущих мировых держав в различных отраслях транспортного сектора, а также сюжет  о строительстве транспортного перехода через Керченский пролив.

 

 

Награда нашла достойных

Не прошло без внимание и торжественное вручение национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры «Формула движения».

В номинации «Лучший инфраструктурный проект» победило ФГУП «Росморпорт» (Строительство морского многофункционального погрузочного комплекса (ММПК) Бронка (объекты федеральной собственности)).

В номинации «Лучшее решение в области пассажирского транспорта» победило ООО «ЕТК» (единая транспортная карта «Стрелка»).

В номинации «Лучшее решение в области логистики» победило ПАО «Совфрахт» (Организация процесса погрузо-разгрузочных работ и других логистических услуг в порту Сабетта).

В номинации «Лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники» победили:
ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» и Nordic Yards Holding GmbH (многофункциональные аварийно-спасательные суда «Берингов пролив» и «Мурман» высокого ледового класса Icebreaker 6 мощностью 7 МВт проекта MPSV06-NY) и
ФГУП «Росморпорт» (многофункциональный линейный дизель-электрический ледокол специального назначения «Владивосток» проекта 21900М мощностью пропульсивного движительного комплекса 17,4 МВт (головное судно в серии)).

В номинации «Лучшая PR-активность в текущем году» победило ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» (запуск лоукост-перевозчика в составе Группы «Аэрофлот»).

Напомним, премия «Формула движения» учреждена в 2014 году Общественным Советом Минтранса РФ и призвана содействовать развитию транспортной инфраструктуры, повышению уровня транспортных услуг,  а  также стимулированию государственных и коммерческих структур к решению значимых проблем транспортной сферы.

Редакция благодарит пресс-службу «Транспортной недели» за помощь и содействие в подготовке материала.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить