История любого мегаполиса легко прослеживается по нарастанию децибелов, за которые во многом ответственен уличный транспорт. Предельно высокий уровень шума часто оборачивается началом индустриальной революции.

 

 Электрический Шэньчжэнь

 


Шэньчжэнь, вмещающий более 20 млн человек и сотни заводов и фабрик, ныне превратился в высокотехнологичный чистый и тихий механизм. Сорок лет назад, здесь, на территории рыбацких деревень и крестьянских хозяйств, был организован центр передовых технологий, задуманный руководством страны, как гонконгский ответ калифорнийской Силиконовой Долине. В 1980 г. Дэн Сяопин провозгласил Шэньчжэнь первой китайской свободной экономической зоной. Бесконечный, неумолкающий городской шум от рева моторов автомобилей, мотоциклов, автобусов, грузовиков, воя серен, грохочущих заводов и гудящих фабрик, как проклятие обрушился на эту некогда безоблачную и тихую область Поднебесной. Новорожденный город быстро занял одно из первых мест среди мегаполисов по шумовому и экологическому загрязнению.

Электрический Шэньчжэнь Сегодня в городе создана инфраструктура, благодаря которой около половины его жителей могут обходиться без личного транспорта. Новый Шэньчжэнь имеет значительный перевес в сторону электричества: повсюду электробусы, электровелосипеды и электроскутеры, электрические такси и даже электрические самосвалы, обслуживающие городское хозяйство и стройки.

Электрический Шэньчжэнь

Несмотря на то, что китайский многомиллионник вступил в фазу бурного развития недавно, уклон в сторону электротранспорта ощущается здесь гораздо явственнее, чем в более старших мультимиллионых городах. Шэньчжэнь сейчас заработал, казалось бы, трудно сочетаемый с понятием многомиллионного города титул – самый тихий в мире мегаполис. В Шэньчжэне нет трамваев и троллейбусов, их место заняли бесшумные электробусы, комфортные и с низкими тарифами. Есть в городе и линия монорельса длиной 5 км, которая соединяет парки «Великолепный Китай», «Окно в мир», национальные деревни, художественную галерею и торговый центр.

Метро в Шеньчжене продумано до мелочейВ Шэньчжэне удобно пользоваться метрополитеном – метро продумано до мелочей. В кассовом автомате выбираешь название станции, куда необходимо добраться, на экране высвечивается стоимость поездки, оплатил и получил жетон. Его лучше не терять, потому что на выходе жетон обязательно нужно опустить в турникет, иначе автоматические барьеры не выпустят на поверхность.

Если Шэньчжэнь без сомнения находится на лидирующей позиции по замещению ДВС электродвигателями, то тогда компанию BYD Co. – производителя электромобилей – можно считать новым Фордом китайского электромоторного мира. Производитель электромобилей, поддерживаемый крупными государственными субсидиями и инвестициями, затмил Tesla Inc. как ведущий поставщик подзаряжаемых от электросети ТС. Компания BYD почти единолично электрифицировала парк Шэньчжэня, состоящий на сегодня из более чем 16 тыс. электробусов, и теперь работает над полномасштабной заменой дымящих городских такси и грузовиков.

Зарядная башня-парковка  в Шэньчжене

Основатель компании BYD, миллиардер Ван Чуанфу, мечтает к 2030 г. полностью электрифицировать автопарк Китая, который в настоящее время насчитывает 300 миллионов зарегистрированных транспортных средств. Это более амбициозно, чем цели, поставленные политиками в Пекине, которые добиваются 20-процентной электрификации всего транспорта к 2025 г.

Стремление Китая к полной электрификации в сфере транспорта дает BYD сильное основание надеяться на будущее безоговорочное глобальное лидерство в производстве электрических ТС.

Пожалуй, самый значительный момент в переходе Шэньчжэня к тишине и спокойствию наступил в 2003 г., когда власти ввели запрет на бензиновые мотоциклы. На волне запрета тут же появились и стали чрезвычайно популярными электровелосипеды, которые можно было использовать без разрешительной лицензии на большей территории города. И сразу возникла проблема:  бесшумные при езде электровелосипеды быстро стали угрозой для пешеходов, которые их не замечали. Это обернулось многочисленными несчастными случаями, и городские власти в конце концов полностью запретили их использование.

 

Большинство автобусов заряжаются ночью, когда электричество дешевле.

 

.

В парке Shenzhen Eastern Bus Co., одного из трех партнеров электробусного парка BYD, ежемесячный счет за электроэнергию равен 17 млн юаней, что составляет одну треть от того, что раньше составлял его счет за дизельное топливо. В компании работают 15 тыс. сотрудников и 5,8 тыс. автобусов, которые используют семь зарядных станций. Большинство автобусов заряжаются ночью, когда электричество дешевле. Зарядка занимает около трех часов и гарантирует пробег в 250 км.

Еще одна сила толкает китайские города к электрическим решениям – драконовские меры правительства. Они начали вводиться в 2013 г. с ряда запретов, называемых «Планом действий по борьбе с загрязнением воздуха». План ограничивает использование угля, запрещает дополнительные мощности по сжиганию угля и устанавливает ограничения на мелкие твердые частицы для ключевых регионов. Этот план, опубликованный в июле, ставит целью 2 млн ежегодных продаж электромобилей к 2020 г.

К тому же власти Шэньчжэня установили высокие сборы за лицензии на ДВС-транспортные средства, предлагая взамен бесплатную парковку и налоговые льготы для пользователей электромобилей. Власти города также вынесли решение о том, чтобы все приобретаемые для работ в городе грузовики были электрическими. Вышел указ об утилизации имеющихся 20 тыс. дизельных грузовиков. Все действия по транспортировке и утилизации при этом должны осуществляться за счет владельцев автопарков.

Мэр Шэньчжэня Чен Руги, бывший председатель Компартии в Чжуншане, борется с источниками шумового загрязнения при помощи интенсивного мониторинга, который напоминает методы оруэлловского шпионского государства. Бюро дорожной полиции города сотрудничает с телекоммуникационным гигантом Huawei Technologies Co. по использованию индивидуальных данных. В ходу видеосистемы для распознавания лиц и видеодатчики для управления заторами и авариями. Шанхайский стартап Keego Technologies использует систему «акустической камеры» для выявления сигналящих автомобилей, поэтому полиция имеет хороший инструмент для выявления «шумовых» нарушителей.

Компания же, которая продает шумоизоляцию богатым клиентам, ожидает, что электрические ТС принесут спокойствие, но не тишину. Электромобили в среднем тише, но, тем не менее, особенно когда едут быстро, создают шум, напоминающий пронзительное  шипение. На высоких скоростях низкий свистящий звук образуется не двигателем, а из-за разрезания автомобилем воздушных потоков, и эти звуки может быть ненамного лучше, чем шум двигателя внутреннего сгорания…  

Владислав ПЯТАЕВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить