Производство автогрейдеров в нашей стране является относительно молодой отраслью. Первые серийные автогрейдеры в СССР были выпущены в конце 1940-х годов. При том, что некоторые типы самоходных строительных и дорожных машин начали производить еще задолго до Великой Отечественной войны, а, например, экскаваторы и дорожные катки делали еще в царской России.

 

 

 

Становление и расцвет отрасли

В 1938–1939 годы  Гушосдор разработал проект автогрейдера, а также изготовил опытные образцы. К сожалению, начавшаяся война отсрочила выпуск на десятилетие. Лишь в 1949 г. из ворот Челябинского завода дорожных машин им. Колющенко вышла первая партия грейдеров Д-144. Эта 3-осная машина массой 12 т оснащалась 93-сильным дизелем КДМ-46. Результаты испытаний показали, что скорости резания и перемещения грунта у Д-144 выше, чем на самых мощных американских грейдерах «Катерпиллер», «Галлион» и др.

 


Первый серийный советский тяжелый автогрейдер Д-144

 

Брянский завод дорожных машин приступил к разработке и производству автогрейдеров в начале 1950-х. В 1951 г. был собран опытный образец 2-осного автогрейдера Д-196, однако в серию в 1953 г. пошла другая, 3-осная, модель Д-265. От Д-144 брянская машина отличалась меньшими габаритами, массой и мощностью. На ней устанавливался мотор Д-54 мощностью 54 л.с.

 

Первый серийный советский средний автогрейдер Д-265


В 1955 г. производство автогрейдеров осваивается на Орловском заводе дорожных машин. Параллельно с челябинским заводом здесь выпускали модель Д-144.
Первые отечественные автогрейдеры имели механическую трансмиссию с приводом на заднюю тележку, а также механическое управление рабочими органами. Кабина была открытой.
С конца 1940-х до 1960-х годов производство автогрейдеров также осуществлялось в Эстонии на Пайдеском заводе дорожных машин. Первоначально здесь выпускались легкие грейдеры на базе комплектующих довоенных моделей автомобилей ГАЗ. В начале 1950-х в конструкции стали применять агрегаты грузовика ГАЗ-51. А середины 1950-х выпускали автогрейдеры с дизелем Д-54. Эстонские автогрейдеры применялись для нужд местных дорожных хозяйств.
Со второй половины 1950-х годов и на протяжении 1960-х предприятия отрасли освоили новые модели и модернизировали серийные. На первый план выходят: повышенная производительность, меньшая металлоемкость, облегчение условий труда машиниста.
В 1959 г. на заводе им. Колющенко началось производство тяжелого автогрейдера, не имевшего аналогов в отечественной практике. Этот грейдер стал первой массовой моделью, на котором был привод на все три оси, а также закрытая отапливаемая кабина. Производительность этой машины, имеющей 150-сильный двигатель, была на 80% выше, чем у Д-144. В 1957 г. опытный автогрейдер Д-395 экспонировался на Всемирной выставке в Брюсселе и получил большую золотую медаль.
В 1957 г. Орловский завод дорожных машин создал первый автогрейдер собственной конструкции – Д-426. Новая модель была 2-осной, полноприводной, имела закрытую кабину и комплектовалась мотором ЯАЗ-204А мощностью 110 л.с. Однако в массовое производство пошел 3-осный автогрейдер среднего класса Д-557, освоенный в середине 1960-х, и заменивший ветерана Д-144А (модернизированную версию Д-144). Машина оснащалась 110-сильным двигателем АМ-01, механической трансмиссией с приводом на заднюю тележку, гидроуправлением рабочего оборудования, закрытой кабиной. Претерпев несколько модернизаций эта модель продержалась в производстве до начала 1980-х годов. На ее базе с 1974 г. выпускалась модификация ДЗ-31-2 с гидромеханической трансмиссией. Другая модификация – ДЗ-31А – впервые в отрасли получила шарнирно-сочлененную раму, позволившую значительно повысить маневренность, а также выполнять работы с вынесенным в сторону передним мостом, сохраняя прямолинейное движение.
В 1959 г. Брянский завод усовершенствовал автогрейдер Д-265, получивший после модернизации индекс Д-465. Но уже вскоре начинается производство новой модели легкого 7,7-тонного грейдера Д-446 с гидроуправлением. Машина имела более удобную кабину, у нее увеличились рабочие скорости, повысилась маневренность. Дальнейшим развитием автогрейдеров семейства Д-446 стала модель Д-598 и ее последующие варианты, выпускавшиеся в 1960-е годы. Мощность Д-598, за счет установки двигателя СМД-14, возросла до 75 л.с. С 1965 г. было применено рулевое управление следящего типа с гидроусилителем. В 1967 г. освоена модификация Д-598Б с механизмом наклона передних колес.
В период 1970–1980-х годов отечественная промышленность продолжила совершенствование выпускаемых автогрейдеров и создание новых моделей, отвечающих требованиям времени. С 1970-х годов стала внедряться система автоматической стабилизации отвала «Профиль».


ДЗ-98 – модернизированная версия первого отечественного тяжелого полноприводного автогрейдера Д-395

 

Завод им. Колющенко, модернизировавший в 1960-х годы автогрейдер Д-395, в начале 1970-х выпустил усовершенствованную модель ДЗ-98. Преодолев «детские болезни», эта машина в целом была настолько удачной, что ее век оказался очень долог. В доработанном виде ДЗ-98 выпускается по сей день. Менялись двигатели, коробки передач, кабины, механическую систему управления рабочим оборудованием заменили на гидравлическую, модернизировали другие узы и агрегаты... Но ключевые преимущества этой модели сохранились. Одним из них является передний ведущий мост, обеспечивающий лучшую тягу, высокую проходимость, курсовую устойчивость при боковом резании. Еще одна важная особенность – передняя полурама из круглого профиля, обладающая высоким запасом прочности на изгиб и скручивание, чем сварные рамы прямоугольного сечения.
На рубеже 1970–1980-х годов Орловский завод взамен модели ДЗ-31 освоил производство семейство грейдеров среднего класса ДЗ-122, которое включало версии с механической и гидромеханической трансмиссией, а также с жесткой и шарнирно-сочлененной рамой. Новые машины оснащались дизелем А-01МС мощностью 135 л.с. и гидростатической рулевой системой с гидравлической обратной связью. С середины 1980-х выпускалась модернизированная модель ДЗ-122А.

 


Средний автогрейдер ДЗ-122А

 


ДЗ-99 – самый массовый советский автогрейдер

 

В 1969 г. Брянский завод дорожных машин запустил в серию новую модель легкого автогрейдера Д-710. Машина получила 90-сильный двигатель АМ-41, просторную кабину и ряд других усовершенствований. Д-710 несколько раз модернизировали: его сменяли модели Д-710А, Д-710Б, ДЗ-99 и ДЗ-99А. ДЗ-99 продержался в производстве до конца 1980-х и стал самым массовым советский автогрейдером. В 1984 г. был освоен автогрейдер среднего класса ДЗ-143. По своим характеристикам эта машина была аналогична модели ДЗ-122А. ДЗ-143, также, как и ДЗ-99, комплектовался как механической, так и гидромеханической трансмиссией.

 



Средний автогрейдер ДЗ-143

 

К концу советской эпохи суммарный объем производства на отечественных предприятиях – Брянском, Орловском и Челябинском заводах – составлял около 5 тыс. единиц в год (в Эстонии в ту пору автогрейдеры уже не выпускались). Так, в 1990 г. было выпущено 4732 автогрейдера. Основным продуцентом был Брянский завод, выпускавший почти две трети автогрейдеров. Орловский завод производил в два с лишним раза меньше. Доля Челябинского завода не превышала 10% от общего выпуска.

 

Лихие 90-е и тучные 2000-е

С приходом рыночной экономики объемы производства автогрейдеров на российских предприятиях стремительно снижались, достигнув минимума в 1995 г. –  1188 единиц. К концу 1990-х наблюдался некоторый рост: в 1999 г. выпущено 1746 машин. Однако дальше производство снова пошло вниз, минимум отмечен в 2004 г. –  846 единиц. При этом, если во времена СССР объемы выпуска на каждом из трех заводов значительно отличались, то в постсоветский период они почти сравнялись. Так, в 2004 г. Брянский завод собрал 300 автогрейдеров, Орловский –  295, Челябинский –  251.
Оказавшись в условиях рынка производители активно взялись за обновление и расширение своих модельных рядов.
В начале 1990-х Брянский завод дорожных машин (позднее –  «Брянский арсенал») на смену ДЗ-143 запустил в производство обновленный автогрейдер ДЗ-180. В середине 1990-х его заменили более мощной версией ДЗ-180А со 140-сильным двигателем Д-260, с усовершенствованной трансмиссией и новой кабиной. Также в первой половине 1990-х была изготовлена небольшая партия грейдеров легкого класса ДЗ-176 на базе трактора МТЗ-80.
Во второй половине 1990-х годов «Брянский арсенал» разрабатывает целую гамму новинок. В 1997 г. освоен выпуск автогрейдера среднего класса ДЗ-199 с повышенной мощностью (160 л.с.). С 1998-го выпускается тяжелый грейдер ДЗ-198. В 1999 г. создана новая модель среднего грейдера ГС-14.02. В этом же году начато производство 2-осного легкого грейдера ГС-10.01. Все эти машины имели шарнирно-сочлененную раму.

 



ГС-14.02 – наиболее распространенная модель среди современных отечественных автогрейдеров

 

Грейдеры ДЗ-198 и ДЗ-199 выпускались недолго, а вот ГС-14.02 стал ключевым в линейке брянского завода. В начале 2000-х годов эта модель сменила на конвейере грейдер ДЗ-180А, став основной и самой распространенной в парках дорожных служб.

 

Тяжелая модель ГС-25.09 отличалась применением импортных комплектующих и  гидростатическим приводом переднего моста


В 2000-е годы «Брянский арсенал» продолжил развивать линейку автогрейдеров. В 2004 г. освоен выпуск грейдера полутяжелого класса ГС-18.05. В 2007-м на производство поставлены сразу три модели автогрейдеров – тяжелый ГС-25.09, полутяжелый ГС-18.07 и средний ГС-14.03. На всех трех машинах применена импортная комплектация – трансмиссия ZF, мосты NAF, двигатель Deutz (кроме ГС-25.09 с мотором ЯМЗ-236). Кроме того, автогрейдер ГС-25.09 получил гидростатический отключаемый привод переднего моста фирмы Poclain. Все эти модели оснащались новой унифицированной кабиной и новым пластиковым капотом.

 



Автогрейдер ДЗ-98В образца 1991 года    


Завод им. Колющенко (c 2001 г. – ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» – «ЧСДМ»), в 1991 г. взамен автогрейдера ДЗ-98Б освоил модернизированную модель ДЗ-98В. На нем вместо дизеля У1Д6 применили более надежный ЯМЗ-238 такой же мощности (250 л.с.), установили новую эргономичную кабину с улучшенной обзорностью, модернизировали ряд узлов и агрегатов. В 1996 г. завод дополнил модельный ряд полутяжелым автогрейдером А-120 массой 15,8 т, с шарнирно-сочлененной рамой, механизм наклона передних колес, гидромеханической трансмиссией и 180-сильным мотором ЯМЗ-236. Однако, несмотря на появление новинки, наиболее востребованным, по прежнему, оставался автогрейдер ДЗ-98В. В первой половине 2000-х годов его доля в производственной программе челябинского завода составляла порядка 80%.
В 1990-х годы «ЧСДМ» и «Брянский арсенал», будучи конкурентами, вели борьбу за клиентов, «наступая на пятки» друг другу. В 2001 г. предприятия вошли в промышленный холдинг «РусПромАвто», став партнерами.
В 2005 г. в результате реструктуризации «РусПромАвто» подразделение по производству строительной и дорожной техники становится Дивизионом «Спецтехника» «Группы ГАЗ». Во второй половине 2000-х оптимизируются модельные ряды брянского и челябинского заводов. В 2007 г. на «ЧСДМ» прекращается выпуск грейдера А-120, конкурирующего с аналогичными моделями серии ГС-18 «Брянского арсенала». Более того, руководство холдинга планировало сконцентрировать на «ЧСДМ» только производство фронтальных погрузчиков, а грейдер ДЗ-98В предполагалось снять с производства в пользу брянского ГС-25.09. Однако планы так и остались планами, «ЧСДМ» по сей день продолжает выпускать автогрейдеры.

 


Переходный вариант автогрейдера ДЗ-122Б: с новой кабиной и со старым капотом


ЗАО «Дормаш», в прошлом – Орловский завод дорожных машин, на рубеже 1990–2000-х годов модернизировал грейдер ДЗ-122А, начав выпуск модели ДЗ-122Б. В конце 2000 г. на «Дормаш» пришла команда новых собственников из компании «Челпром» и Орловской промышленной компании. С этого времени на предприятии активно взялись за обновление и расширение модельного ряда. ДЗ-122Б получил новую кабину с хорошей обзорностью и новый пластиковый капот, на нем стали применять импортные комплектующие, также предлагалось несколько вариантов двигателей – Д-442, ЯМЗ-236, Cummins, Deutz. С 2004 г. началось производство тяжелого 24-тонного грейдера ДЗ-298. Его конструкция была начинена импортными компонентами: двигатель Deutz мощностью 235 л.с., гидромеханическая трансмиссия ZF, балансирная тележка NAF, итальянская гидравлика. В 2008 г. освоена полноприводная версия ДЗ-298 с гидростатическим приводом переднего моста, 300-сильным мотором Deutz и гидромеханической трансмиссией Dana. Освоение тяжелого автогрейдера не особо повлияло на структуру производства «Дормаша»: основным видом продукции, как и прежде, являлись автогрейдеры ДЗ-122Б, на которые приходилось около 90% годового выпуска.

 


Тяжелый автогрейдер ДЗ-298


В 1990-е годы ряды производителей автогрейдеров пополнил Радицкий машиностроительный завод, в прошлом – Брянский завод ирригационных машин – «Ирмаш». Предприятие начало с производства бюджетных автогрейдеров легкого класса ДЗ-201 на базе тракторов МТЗ и ЛТЗ. Позднее была освоена модель полутяжелого класса ГС-18-03 с шарнирно-сочлененной рамой. В 2000-х линейка легких машин обновилась: выпускалась модель ГС-10-06, а затем ГС-10-08 на базе тракторов МТЗ. Объемы выпуска завода составляли от нескольких единиц до 10–20 штук в год.

 


Легкий автогрейдер ГС-10-06 на базе трактора МТЗ

 

В период 1990-х годов предпринимались попытки наладить производство автогрейдеров на предприятиях бывших союзных республик, в частности, в Белоруссии, на заводе «Амкодор» и на Украине, на заводе «Атек». Однако все ограничилось изготовлением единичных образцов.
Во второй половине 2000-х годов, на волне строительного бума, на российских предприятиях росло производство автогрейдеров. В 2005 г. было выпущено 947 машин (на 12% больше, чем в 2004-м), в 2006-м – 1041, в 2007-м – 1269, в 2008-м – 1362. В 2008 г. «Брянский арсенал» выпустил 678 грейдеров, «ЧСДМ» – 399, «Дормаш» – 285. Очередная волна кризиса, накрывшая отечественную экономику в 2009 г., привела более чем к двукратному снижению объемов выпуска автогрейдеров относительно показателя 2008 г.
2000-е годы отмечены активизацией на российском рынке зарубежных производителей автогрейдеров. Если в начале десятилетия объемы импорта были единичны и ввозилась, в основном, б/у техника, то уже к концу 2000-х (до кризиса 2009 г.) счет шел на сотни, что было сопоставимо с объемами выпуска на крупном российском предприятии.

 

Современная ситуация

В начале 2010-х годов российские производители стали возвращаться к прежним объемам. В 2010 г. было изготовлено в 1,5 раза больше автогрейдеров, чем годом ранее. В 2011-м заводы собрали 1169 машин, улучшив показатель 2010 г. на 24%. Но рост был недолгим, в Россию пришел очередной кризис. В 2016 г. выпущено минимальное количество автогрейдеров за нынешнее десятилетие – 507 ед. Лишь год спустя удалось несколько улучшить ситуацию в производстве: в 2017 г. сделано 648 машин. Суммарно российским производителям автогрейдеров в 2017 г. принадлежало 64% рынка.
Текущее десятилетие весьма богато на события в отрасли. Появление новых производителей и уход старых, создание совместных производств, смена собственников, разработка новых моделей...



Автогрейдер TG 200, разработанный совместно с корпорацией Terex

 

В 2013 г. на «Брянском арсенале» стартовало производство новой линейки автогрейдеров, разработанной российскими и иностранными специалистами в рамках совместного предприятия, созданного с корпорацией Terex. Запуску в серию грейдеров семейства TG предшествовала масштабная модернизация производства на брянском заводе. Техника серии TG представлена четырьмя моделями – TG 140, TG 180, TG 200, TG 250 эксплуатационной массой соответственно от 15 до 23 т. В этих машинах реализованы современные конструктивные решения. В базовой комплектации – агрегаты ведущих мировых производителей, в их числе задняя балансирная тележка NAF и автоматическая КПП ZF. Эргономичная кабина разработана итальянской инжиниринговой компанией, ее серийный выпуск налажен на «Брянском арсенале». На всех машинах данной серии устанавливаются двигатели нового семейства ЯМЗ-530.
Одновременно с семейством TG завод сохранил линейку бюджетных машин серии ГС. На сегодняшний день выпускается три модели автогрейдеров – легкий ГС-10.07 (3-осная модификация), средний ГС-14.02 и полутяжелый ГС-18.05. Все машины серии ГС претерпели модернизацию агрегатов, а также получили новую кабину.
Завод «ЧСДМ» производит, как и прежде, автогрейдер ДЗ-98В. Простой и неприхотливый он, по-прежнему, востребован потребителями и является лидером в своем классе, занимая 90-процентную долю тяжелых грейдеров на российском рынке. Современная модель ДЗ-98В, хотя и носит прежнее обозначение, отличается от машины образца 1990-х годов. Грейдер оснащен новой комфортабельной кабиной ROPS/FOPS с регулируемой рулевой колонкой и диагностическим табло, а новый капот обеспечивает удобный доступ к точкам обслуживания.
В начале текущего десятилетия орловский завод «Дормаш» демонстрировал устойчивые показатели, выпуская в период 2011–2012 годов порядка 300 автогрейдеров в год. В 2014 г. планировалось, что «Дормаш» войдет в состав «Уралвагонзавода». Однако переход «под крыло» УВЗ так и не состоялся. На тот момент «Дормаш» дополнил линейку средних и тяжелых грейдеров машиной легкого класса – 2-осной заднеприводной моделью ДЗ-100, имеющей гидромеханическую трансмиссию и шарнирно-сочлененную раму. В 2016 г. завод оказался в кризисной ситуации, за весь год было выпущено всего 12 автогрейдеров. А в 2017 г. «Дормаш» признали банкротом. При этом, региональное руководство заверяло, что ведет переговоры с потенциальными инвесторами и уже к концу 2018 г. завод планируется вывести на полную мощность. Увы, чуда не произошло, в настоящее время идет распродажа имущества предприятия.


Легкий 2-осный автогрейдер ДЗ-100


Завод «Ирмаш» после смены собственника (в 2016 г. вошел в состав НПО «Группа компаний машиностроения и приборостроения»), в целом, сохранил свой профиль. Однако часть малоликвидных моделей была устранена из производственной программы, в том числе, полутяжелый грейдер ГС-18-06. Теперь выпускается только легкая модель ГС-10-08 на базе трактора МТЗ. Объемы выпуска, как и в прежние годы, – единичны.



Автогрейдер «ЧЕТРА»: компоненты – китайские, сборка – российская

 

В начале 2010-х в ряды отечественных производителей автогрейдеров пыталась влиться компания «ЧЕТРА – Дорожные машины». В 2012 г. на чебоксарском заводе «Промтрактор» Концерна «Тракторные заводы» был запущен проект по совместному производству с одной из китайских фирм линейки дорожной техники – автогрейдеров и дорожных катков. Однако СП просуществовало недолго. В 2014 г. собрали с десяток грейдеров. При этом планировалось освоить выпуск новых моделей собственной разработки. Называлась дата премьеры чебоксарской новинки – осень 2017 г. Увы, реализации этого проекта помешал финансовый кризис Концерна «Тракторные заводы». В настоящее время завод «Промтрактор» сменил собственника и на нем наращивается производство традиционной продукции – промышленных тракторов. Возможно, со временем предприятие вернется и к теме автогрейдеров.



Автогрейдер «Рыбинец» DM-14

 

Еще один новичок на рынке автогрейдеров – Завод дорожных машин из Рыбинска. Предприятие начинало свою деятельность с ремонта дорожных катков, впоследствии освоив их производство. С 2012 г. завод выпускает 15-тонный автогрейдер DM-14. Предлагается версия с двигателем Cummins, гидромеханической трансмиссией и мостом Meritor, а также, бюджетный вариант – с механической КПП, задней тележкой ЧЗСА и двигателем ЯМЗ. В 2017 г. Завод дорожных машин собрал 57 грейдеров.


Белорусско-польский автогрейдер Амкодор RD-165C

 

Белорусский холдинг «Амкодор» намерен вернуть в производственную программу автогрейдеры. В 2014 г. был анонсирован грейдер среднего класса Амкодор RD-165C. Машина имеет польское происхождение, на «Амкодоре» планировалось выполнять ее сборку из машинокомплектов. В настоящее время белорусский производитель представил собственную разработку – грейдер Амкодор 165, оснащенный белорусскими комплектующими.
Помимо официальных заводов-изготовителей автогрейдеров в России существует еще энное число серых производителей, предлагающих слегка перекроенные аналоги популярного автогрейдера ДЗ-98. Правда, что эти фирмы подразумевают под производством – вопрос. По мнению экспертов, деятели кустарного производства под видом новых машин продают бэушные ДЗ-98, подвергнутые ремонту с частичным изменением конструкции.

Владимир Новоселов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить