В соответствии с данными Федерального управления железных дорог США (FRA), примерно 92% несчастных случаев со смертельным исходом на железных дорогах происходит из-за столкновений на переездах.

 

 

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КРУШЕНИЙ ПОЕЗДОВ

 

Количество столкновений на ж/д переездах за последние годы остается на высоком уровне – 1988–2296 случаев в год. В среднем, ежегодно 500 грузовиков сталкиваются с поездами на ж/д переездах, которых в США насчитывается более 250 тысяч.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КРУШЕНИЙ ПОЕЗДОВВ связи с неблагополучной ситуацией Конгресс США три года назад утвердил 31 декабря 2018 г., как крайний срок для ввода в эксплуатацию на основных грузовых и пригородных железнодорожных направлениях страны систем безопасности, получивших название «Позитивный контроль управления ж/д транспортом» (Positive Train Control (PTC).

Но сроки ввода PTC срываются во многих штатах в связи с масштабностью нововведений и техническими трудностями. Специалисты считают, что реализация программы PTC продлится, скорее всего, до конца 2020 г.

Позитивное управление (PTC) – это комплексная группа компьютерных, коммуникативных, информационных и аппаратных технологий (система), которая автоматически может активно вмешиваться в управление и автоматически применять тормоза для предотвращения столкновений составов между собой и столкновений поездов с автотранспортом.

Система PTC передает машинисту разрешения на движение, основанные на информации о реальной локации поезда. Бортовое оборудование контролирует выполнение этих команд, предотвращая возникновение опасных ситуаций. РТС может работать параллельно с существующими системами обеспечения безопасности на осигнализированных или неосигнализированных участках, используя специальные технические средства. В число первоочередных задач входит также развертывание общенациональной дифференцированной глобальной спутниковой навигационной системы (NDGPS) как единой системы непрерывного и точного позиционирования, предназначающейся для управления движением поездов.

PTC состоит из установленных на локомотиве индикатора скорости и управляющего блока, а также средств динамического информирования об ограничениях скорости в зависимости от состояния пути или изменения показаний сигналов. В число дополнительных функциональных звеньев входят бортовая навигационная система и база данных по профилю пути для поддержания режимов ограничения скорости, линия двусторонней связи для передачи информации о приближении поезда и приема из центра управления разрешения на движение.

 

Основные  компоненты системы РТС:

1. Цифровой индикатор скорости и блок управления, установленные на ведущем локомотиве.

2. Метод динамического информирования через блок управления скоростью об изменении условий (профиля) пути или разрешающего сигнала.

При необходимости устанавливаются:

- бортовая навигационная система и база данных о путях для обеспечения соблюдения фиксированных ограничений скорости;

- двунаправленный интерактивный канал передачи данных для активизации сигнального оборудования, предупреждающего о возможном столкновении/пересечении с другими составами, транспортом;

- централизованные системы для непосредственного предоставления полномочий на разрешение движения составам.

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

В настоящее время внедряются два основных метода PTC. Первый использует фиксированную сигнальную инфраструктуру, как набор информативных кодов путей и беспроводные транспондеры для осуществления связи с бортовым блоком управления скорости. Когда поезд проезжает рядом с транспондером, происходит переключение бортовой радиоаппаратуры на требуемый канал для получения актуальной информации об ограничениях скорости и путевой обстановке.

Второй метод заключается в использовании данных, передающихся вдоль путей беспроводным способом для распространения информации о динамике движения. Система оповещает машиниста в случае опасного ускорения поезда и начинает торможение, если машинист не отвечает. РТС также сначала предлагает остановить состав, если произошло ошибочное ускорение, которое может привести к столкновению с другим поездом.

Методы фиксированной инфраструктуры более предпочтительны на высокоплотных пассажирских линиях, где все команды уже предустановлены на аппаратном уровне. Однако в некоторых случаях беспроводной метод оказывается наиболее целесообразным, как, например, на  безлюдных территориях, где перебои в беспроводном соединении не ставят под угрозу безопасность и работу поезда.

РТС также предусматривает защищенный блок хранения информации обо всех параметрах движения, как черный ящик в самолете. В случае аварии информация из этого блока будет проанализирована специалистами.

Данные, представленные компаниями-реализаторами программы внедрения РТС, показывают, что системы в настоящее время работают лишь на половине путей, принадлежащих грузовым железнодорожным компаниям, и на четверти, принадлежащих пассажирским железным дорогам.

 

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ

В России, начиная с конца 90-х годов, поэтапно успешно вводилась аналогичная система безопасности. Современная российская система безопасного управления движением поездов называется «КЛУБ-У».

В 1998 г. в Москве были проведены испытания разработанной во ВНИИАС МПС России системы безопасного управления поездов – Комплексного локомотивного устройства безопасности (КЛУБ). В 1999 г. разработки вместе с полным циклом испытаний завершились, и было принято решение о серийном производстве.

КЛУБ-У (У – унифицированная) является модернизированным вариантом устройства КЛУБ по качеству и количеству осуществляемых функций.

Система «КЛУБ-У» с 2002 г. применяется как главное бортовое устройство, обеспечивающее безопасность движения ж/д транспорта. Применяемые здесь технологии имеют определенное сходство с американской РТС. Особенно много общего в технологиях спутникового слежения за перемещением поездов. Большую роль в обеспечении безопасности поездов играет также цифровое радиовещание GSM-R или TETRA.

Система «КЛУБ-У» широко используется в РФ, в т. ч. на высокоскоростных железных дорогах для поездов Сапсан. Она позволяет предотвращать основные причины столкновений подвижного состава (ПС) благодаря выполнению запрограммированных функций, обеспечивающих безопасность движения поездов.

При эксплуатации системы значительно снижается риск причинения ущерба обслуживающему персоналу, пассажирам, перевозимым грузам и ПС из-за уменьшения количества случаев превышения скорости, самопроизвольного ухода поездов и потери бдительности машинистами. Устройство предназначено для работы на локомотивах и моторвагонном подвижном составе всех типов с автономной и электрической тягой постоянного и переменного тока.

Отличительные особенности аппаратного комплекса российской системы – модульная структура и открытая локальная сеть, позволяющие быстро увеличивать или уменьшать количество модулей и рабочих функций. Устройство регистрирует параметры движения поезда, сигналы, состояние тормозного оборудования и системы безопасности на съемной электронной кассете.

В КЛУБ-У предусматривается взаимодействие при помощи локальной сети с системами автоведения и «черным ящиком», а по радиоканалу – с системой интервального регулирования движения поездов. Для автоматического определения координат локомотива используется спутниковый навигационный приемник GPS/ГЛОНАСС.

Аппаратура КЛУБ-У позволяет улучшить условия труда машинистов за счет передачи информации: текущего времени с корректировкой по астрономическому; координат места нахождения локомотива с точностью до 3 м с помощью спутниковой навигации; данных о соблюдении графика движения состава; данных о расстояниях до контрольных точек – станции, переезда, моста͵ тоннеля, стрелки, светофора, токораздела, опасного места и т. п.; данных о названии станций, номерах стрелок, светофорах, перегонах и пр.

Так же в состав системы «КЛУБ-У» входит приемопередающее устройство цифровой радиосвязи ППУ-РС, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяет обеспечить передачу информации с поезда на станцию для диспетчера, в т.ч. информацию о номере поезда, координаты, направлении движения, состоянии машиниста и результатах диагностики локомотива. Аппаратура КЛУБ-У выполнена на микропроцессорной базе, что позволяет обеспечить ее эксплуатационную надежность.

По данным соответствующих министерств и ведомств, в связи с введением в эксплуатацию системы «КЛУБ-У» количество ж/д коллизий в России значительно снизилось.

Александр РОЖКОВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить