С начала обязательного применения тахографа прошло более полутора лет, но многие транспортники так и не поняли его значимости и не выработали культуры общения с этим прибором, которая уже имеется у их европейских коллег…

 



Тяжело в учении...

Во время проведения деловой программы форума MIMS Automechanika Moscow 2015 Госавтоинспекция МВД России и экспертный центр «Движение без опасности» настоятельно указывали на недостаточность работы по внедрению тахографов: многие наши перевозчики никак не хотят применять этот прибор. Только в 2015 г. за неполные 8 месяцев было составлено более 212 тыс. административных материалов по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ (управление транспортных средством без тахографа или с несоответствующим, неисправным устройством).

Более детальная расшифровка по перечню показала, что 68% протоколов было составлено за отсутствие тахографа, 16% - за неработающее (блокированное, неисправное) устройство, 2% - за несоответствие тахографа требованиям и 14% - за нарушение правил пользования. Только на должностных лиц предприятий разных форм собственности было выписано более 57 тыс.  протоколов. За нарушение водителями режима труда и отдыха оформили 5,7 тыс. материалов.

Но время идет, а управленцы все также пренебрегают установкой прибора и ничего не делают, чтобы научить водителей использовать его. А поучиться есть чему. Хотя бы на опыте Европы, где обучение пользованием тахографом является обязательным: без специального сертификата международного уровня человека просто не допустят к работе. Конечно, водитель может получить сертификат, который не имеет международного статуса и признан только в его стране, но в этом случае возможность его работы, скорее всего, будет ограничена территорией государства, выдавшего сертификат.

Позитивные результаты европейцев от внедрения этих приборов уже налицо. За последние 10 лет использования тахографов в странах Евросоюза общее число ДТП с участием грузового и пассажирского транспорта сократилось на 22%, а количество ДТП со смертельным исходом - на 55%. Теперь про финансовый позитив: затраты на горюче-смазочные материалы у европейских автоперевозчиков после внедрения этого прибора снизились на 15%...

К слову, европейские транспортники противились введению и использованию «черных ящиков»-тахографов еще похлеще, чем у нас сейчас возмущаются и бастуют по поводу покилометровой платы за проезд по федеральным дорогам грузовиков массой свыше 12 т. Забастовки  против тахографов не помогли, пришлось соглашаться на предлагаемые условия. Не хочешь – сдай  лицензию на грузовые или пассажирские перевозки. Количество несогласных резко уменьшилось, а потом официально упало до нуля. Правда, неофициально некоторые возмущаются до сих пор.

Программы, по которым обучают европейских водителей, согласованы с Международной академией транспорта, которая, в свою очередь, согласует методики с очень большим количеством специалистов и законодательных органов. Есть программы, связанные с особенностями транспортировки опасных грузов, международных перевозок, и, конечно, эксплуатацией тахографов. Занятия состоят из теоретических и практических частей. Интересно, что никто ничего не показывает на настоящих автомобилях, все обучение проводится в аудитории с большим количеством стендов, имитирующих работу тахографа, где можно многократно отрабатывать навыки, доводя их до автоматизма.

Известный эксперт в сфере развития тахографического контроля Геннадий Мирошин увидел огромную разницу в менталитете российских и зарубежных водителей, которая бросается в глаза в процессе обучения:


 - Европейцы изучают, как соблюдать правило, им не приходит в голову начать учиться с того, чтобы подумать, как это правило можно обойти, нарушить, найти лазейки. Наши соотечественники начинают учиться с таких размышлений. Крайне велика разница в объяснении технических подходов. Есть элементарные вещи, обучению которым в России вообще не уделяется внимания, из серии того, что провод надо вставить в USB. В Европе аналогичным операциям посвящаются отдельные слайды в обучающей презентации, полностью и последовательно отражающей весь процесс работы. Европейцы привыкли жить по пошаговой инструкции, мы привыкли до всего доходить самостоятельно. И еще одно принципиальное различие заключается в том, что европейцам не нужна идеологическая подоплека, там нет потребности разъяснять, зачем нужен тахограф, почему он дисциплинирует, как это повлияет на то, что водители перестанут спать за рулем. Для них существует закон, для нас его недостаточно. И, если, например, в Прибалтике нарушителей знают в лицо, их массово не уважают и не любят, у нас пока, увы, не уважают тех, кто ездит по правилам.


Длительность и углубленность процесса обучения в Европе зависит от опыта водителя. Если он новичок, то занятия могут длиться две недели, если проходит переподготовку, то не более одного-двух дней. Но для Европы характерна непрерывность обучения, как правило, переподготовку проходят абсолютно все раз в пять лет.

При этом специалисты отмечают, что самым трудным в обучении использования прибора является освоение работы с архивом, понимание того, как его загрузить, проанализировать данные. Российские водители совершают наибольшее количество ошибок из-за того, что они изначально неправильно начали регистрировать режим труда и отдыха, а дальше пошла череда ошибок. Во многом, это происходит из-за того, что они предпочитают учиться друг у друга, а не у специалистов, в то время, как по-настоящему грамотно и детально работу этого устройства понимают единицы.

 



С ученьем свет, а без него…

В настоящий момент Правительство России рассматривает законопроект, предусматривающий повышение штрафов за неиспользование и неправильное использование тахографа. Европа боролась со сном и произволом на дорогах таким же образом.

В последнее время позиционирование темы тахографа перешло в странную плоскость, о нем говорится чуть ли не как о единственной панацее от ДТП. На деле тахограф не способен сделать с автомобилем ровным счетом ничего, когда тот уже попал в аварию, но он может помочь ее предотвратить и найти настоящего виноватого после нее.

Тахограф начнет предупреждать водителя о том, что ему пора отдохнуть за 15 минут до того, как он должен это сделать. В Европе четверти часа зачастую достаточно для того, чтобы найти стоянку, а если человек ее не нашел, то он может просто написать об этом в отчете, никакого наказания за это не предусмотрено.


В России требования к остановкам работают по-другому. Во-первых, водителю положено отдыхать не каждые 4,5 часа, как в Европе, а 4 и через каждые последующие 2 часа. Во-вторых, объяснение, что остановка была невозможна из-за того, что не было стоянки – не принимается во внимание. Вместе с тем, в России большие расстояния, транспортная инфраструктура для водителей грузовых автомобилей только начинает развиваться, а остановка на обочине запрещена.

Если в Европе сигнал предупреждения об обязательном отдыхе заключается в мерцании экрана, то в России сигнал с экрана дополняется звуковой сигнализацией, которая во всем мире считается отвлекающим фактором, поскольку водитель вздрагивает, резко переводит взгляд с дороги на сигнализацию. Российский тахограф будет мерцать и сигналить до той поры, пока водитель не сделает привал.


Что касается скоростных режимов, то в тахографах возможность регулирования заложена, но в нашем законодательстве прописан только один пункт, ограничивающий ее: 60 км/ч для школьных автобусов. Во всех остальных случаях водитель выбирает скоростной режим только в соответствии с дорожными знаками. И тахограф не предупреждает о том, что тут надо ехать медленнее, а здесь быстрее, как это делается в той же Европе. Однако история скорости прибором… пишется, превышение скоростного режима фиксируются в памяти устройства. В других странах есть жесткие ограничения: 100 км/ч для автобуса и 90 км/ч для грузовика, поэтому, на всякий случай, мастера ставят этот «барьер» на отечественный прибор, рассчитывая, что он убережет водителя от штрафа в другом государстве.

В случае ДТП «история скорости» может прийти водителю на выручку.  Пусть  очевидцы и пассажиры рассказывают, что водитель ехал быстро и даже очень быстро, но суд поверит тахографу. И даже если водитель превысил скорость в случае конкретной аварии, но, в целом, показания тахографа говорят о том, что он водит спокойно и никогда не торопится, это может смягчить его участь.

В настоящее время, тахограф защищает самых дисциплинированных и ответственных водителей и владельцев автопарков, которые уже живут по его правилам. Выигрывают все. Поскольку тахограф следит за скоростью и маршрутом движения, всегда можно оценить, насколько эффективно работают водители: виден реальный расход топлива по маршруту, исключаются лишние простои транспорта в пути, а также личные поездки самих водителей. Тахограф нельзя обмануть.

Тахограф является одним из действенных инструментов для достижения добросовестной конкуренции в отрасли грузопассажирских перевозок. Единые нормы, высокие стандарты качества, равные условия приводят к выравниванию тарифов, оптимизации логистики, объективности расчетов с заказчиками по фактическим объемам выполненных работ. А еще тахограф негласно способствует повышению общей культуры вождения и поведения на дорогах...

Екатерина Кузнецова, 

ведущий специалист экспертного центра «Движение без опасности»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить