Чужое покупается, когда свое… не встречаетсяДинамика импортируемых в Россию телескопических погрузчиков продолжает стабильно тянуться вверх. Пожалуй, это единственный сегмент ввозимой спецтехники, где потери были наименьшими, а восстановление продаж пошло лучше, чем в других группах колесных и гусеничных машин…


Чужое покупается, когда свое… не встречается

Все выше, выше и выше
При детальном анализе можно сделать вывод, что российский рынок телескопических погрузчиков в штормящей экономике оказался самым стойким. Нынешняя статистика начинает радовать: в предшествующий санкциям 2013 г. на таможенную территорию России за день ввозились где-то 5,51 телескопических погрузчика, теперь средний дневной показатель держится на отметке 4,87 ед. такой техники. Но если учесть, что в 2015 г. среднесуточный импорт «телескопов» составлял не более 2,87 ед., а в 2016 г. - 3,54 ед. такой техники, то восстановительная хода уже начала просматриваться. В прошлом году ситуация коренным образом поменялась, а динамика начала обретать черты стабильного роста: в среднем каждый день календаря пополнял торговую площадку на 4,63 телескопических погрузчика. В других видах спецтехники такой положительной динамики восстановления не наблюдается и ныне.

Эксперты в один голос утверждают, что ситуация предсказуемая: главный постулат стойкости этого сегмента видится в отсутствии российских «телескопов» - отечественная промышленность еще не разродилась погрузчиками с телескопической стрелой. Попытку в свое время сделала Четра, показав семь-восемь лет назад телескопический погрузчик ПТС-4012. Правда, эта тема не пошла и проект пришлось закрыть. Впрочем, вскоре встала и вся Четра.


Амкодор 527 для работ в малоэтажном строительстве и сельском хозяйствеПоявились белорусские «телескопы» Амкодор 527 / 540-70 для работ в малоэтажном строительстве и сельском хозяйстве, но их поставки в Россию мизерные. Так что маркировка made in… и дальше будет пестреть на шильдиках поставляемых на наш рынок машин такого исполнения. География производителей обширная, хотя на слуху у наших хозяйственников лишь несколько брендов. Остальные добрых два десятка производителей еще только набирают авторитет и стремятся воспользоваться нишей, где не нашлось места российскому машиностроению.

Если говорить о рейтинговых поставщиках техники на торговую площадку России, то даже в санкционный период на верхних строчках хит-парада увереннее всего держались британцы. Они и сейчас сосредоточили в руках все козыри, продвигая телескопические погрузчики с маркировкой JCB. Основной сбыт у них формируют машины не индустриального исполнения, а сельскохозяйственного. Так же на верхних строчках потребительского рейтинга «телескопы» с маркировкой Manitou (Франция) и Dieci (Италия). Все три упомянутые производители сосредоточили на себе 90% емкости российского рынка телескопических погрузчиков. Многие иные поставщики машин такого исполнения (Bobcat, Merlo, Faresin, Kramer, Claas Haulotte и др.) имеют скромные результаты, в статотчетах занимают строчку «Прочие». Удивительно, но в позиции «Прочие» не нашлось места китайским изготовителям телескопических погрузчиков, хотя они уже завершили становление машиностроительного пула в этом сегменте техники и начали ее активное продвижение на европейский и другие континенты.

Амкодор 540-70 для работ в малоэтажном строительстве и сельском хозяйстве,

Брекзит брекзитом, а бизнес - бизнесом
В последние годы рейтинг что промышленных, что аграрных «телескопов» JCB начал подыматься именно за счет многоуровневой адаптации техники к нашим условиям эксплуатации. В первую очередь наши хозяйственники начали обращать внимание на то, что силовые агрегаты англичан по ресурсу более долговечнее, чем на машинах других изготовителей.

В JCB смекнули, что современные моторы перед качеством российского дизельного топлива пасуют и быстро выходят из строя. Не помогали ни откалиброванные на российскую солярку насосы, ни суперновые фильтры, ни электроника. Когда вернули поставку техники в РФ с движками механического впрыска, ситуация тотчас улучшилась, спрос увеличился. Телескопический погрузчик JCB 541-70 Agri Pro_1 силен и на транспортных операцияхПравда, экономическая ситуация и здесь внесла коррективы. Если раньше долевое соотношение в поставках «телескопов» индустриального и сельскохозяйственного назначения было в пропорции 25:75 в пользу агротехники, то сейчас машины для села занимает в емкости рынка 90%. При этом в аграрный сектор идет самое передовое и инновационное.

Одна из ярких последних новинок - телескопический погрузчик JCB 541-70 Agri Pro. Это первый в мире телескопический погрузчик с гибридной трансмиссией JCB DualTech VT, сочетающей гидростатику и гидромеханику: он выдает на-гора наполовину выше производительность, нежели «телескопы» предыдущих поколений. Если на рабочих операциях гидростатика позволяет развить высокую форсажность движения, дает точность управления и позиционирования, то на транспортных задачах с груженным прицепом или прицепными орудиями, на обычных переездах с площадки на площадку более выгоднее использовать гидромеханический режим.

Улучшение пришло по многим другим параметрам. К примеру, на погрузочно-разгрузочных операциях продолжительность рабочего цикла у нового погрузчика относительно предыдущих версий меньше на добрую четверть. Гидросистема Smart Hydraulics при перемещении такого же количества материала, что и на аналогичных машинах предыдущего поколения, дает 15-процентную экономию в потреблении топлива.

Имея допуск на дороги общего пользования, погрузчик JCB 541-70 Agri Pro_1 в скорости не уступает трактору, за счет более низкого центра тяжести он еще и устойчивые


Здесь налицо многофункциональный инструмент как для больших аграрных предприятий, так и для фермерских хозяйств под 1 тыс. га угодий. И если не найдется для такой машины погрузочно-разгрузочных работ, то она будет работать на сельской строительной площадке как кран, погрузчик или подъемник, на перевозке кормов, стройматериалов, расчистке дорог от снега и даже на полевых роботах с плугом, боронами или опрыскивателем – это тот же трактор, только наделенный функциями телескопического крана, подъемника, погрузчика. Все зависит от комплектации и имеющегося в хозяйстве навесного, прицепного рабочего инструментария.

На подходе к нашему рынку еще один новичок британского производителя - первый в мире компактный гусеничный погрузчик JCB Teleskid 3TS-8T с телескопической стрелой. Это еще и единственный в своем роде «телескоп» с наклонным механизмом операционного органа, который для большей грузоподъемности и высоты подъема дает преимущества вертикального подъема, а с радиальной схемой - улучшает экскавацию и сортировку.
Первый в мире компактный гусеничный погрузчик JCB Teleskid 3TS-8T с телескопической стрелойПо большому счету, здесь налицо машина, где четыре функционала в одном: вилочный погрузчик, телескопический погрузчик, компактный колесный погрузчик и мини-погрузчик с бортовым поворотом. Есть и пятый функционал – работа с ковшом в режиме планировщика или даже экскаватора, в т.ч. и в режиме копания на глубину до 1 м, что для погрузчиков ранее было недосягаемо.

В моторной нише 3TS-8T эксплуатационной массой 4 472 кг стоит движок JCB EcoMAX мощностью 74 л.с. Номинальная грузоподъемность при выдвинутой стреле составляет 611 кг. На сегодняшний день Teleskid остается в своей размерной группе единственным в мире малолитражным гусеничным телескопическим погрузчиком, высота подъема стрелы которого по шарниру ковша достигает 4,05 м, а вылет по горизонту - 2,25 м. При этом стандартная система быстрого захвата quick hitch позволяет использовать такое же навесное оборудование, что и для мини-погрузчика с бортовым поворотом.

Сами разработчики признаются, что многие годы такого революционного прорыва у производителя не было. Начальник отдела инноваций и роста JCB Тим Бернхоуп в своем подчеркнул: «Это самая инновационная разработка компактного гусеничного погрузчика с момента его запуска 20 лет назад. Появившаяся машина с телескопической стрелой теперь поднимает выше, добирается дальше и копает глубже любого гусеничного погрузчика такой размерной группы».

Гусеничный движитель Teleskid 3TS-8T на бездорожье и огромный перечень  рабочего инструментария автоматически выводят малолитражный погрузчик в операциониста широкого профиля

У каждого производителя свой… фаворит
В палитре французского производителя Manitou наибольшим спросом у сельхозпроизводителей России пользуется телескопический погрузчик MLT-X 735 грузоподъемностью 3,5 т - надежный, многофункциональный, производительный. Смена навесного оборудования делает эту машину незаменимым помощником в повседневной работе. Погрузчик может поднимать грузы на высоту до 6,9 м.  Двигатель мощностью 120 л. с. и система распознавания нагрузки (LSU) обеспечивают эффективность и точность выполнения задач. Небольшие размеры, панорамный обзор на 360°, Из линейки Manitou у сельхозпроизводителей России наибольшим спросом пользуется телескопический погрузчик MLT-X 735 грузоподъемностью 3,5 та также простота управления обеспечивают удобство оператору на протяжении всего рабочего дня.

Не менее привлекателен и «телескоп» MLT-X 1040 для выполнения сельскохозяйственных задач на высоте. Погрузчик позволяет оптимизировать использование складской площади, поднимая на высоту до 9,6 м и размещая на верхних стеллажах грузы весом до 4 т. Машина оснащена двигателем мощностью 137 л. с. Она с легкостью маневрирует на сложных поверхностях благодаря высоте дорожного просвета 44 см, сельскохозяйственным шинам и трем режимам рулевого управления.

Мощный гидронасос с производительностью потока 200 л/мин и система гидравлики с обратной связью способствуют повышению продуктивности и снижению расхода топлива. Джойстик управления JSM и опции «умной гидравлики» (быстрый подъем стрелы, автоматическое встряхивание ковша и его возврат в исходное положение) значительно повышают эффективность работы оператора. Для его комфорта в кабине предусмотрены магнитола и держатель для мобильного телефона с розеткой для подзарядки. Уровень шума не превышает 74 дБ.

Универсальный Manitou не только произведет погрузку грубых кормов в поле, но и доставит прицеп с тюками или любым другим грузом в нужное место


В нынешнем сезоне неплохие позиции на российской торговой площадке может занять итальянский производитель – Merlo. Телескопические погрузчики с такой маркировкой у наших хозяйственников хорошо известны. Машинам Merlo, как и Manitou, присущи ярко выраженные индивидуальные черты конструкторской школы. Оба производителя одни из немногих, кто еще разрабатывает и выпускает полноповоротные телескопические погрузчики. Конечно же, фаворитами сбыта телескопических погрузчиков итальянцев, как и британцев, являются трехтонники с семиметровой стрелой. Однако полноповоротное исполнения машин тоже пользуется спросом. К примеру, официальный дистрибьютор Merlo на территории РФ ООО «Смарт-М» (г. Мытищи) за прошедшую зиму произвел отгрузку погрузчиков Roto 38.16EE с вращающейся надстройкой сразу двум заказчикам, что по нынешним временам считается хорошим результатом.


Полноповоротные надстройки «телескопов» Merlo серии Roto пришли в Россию, но их популяция еще уступает классическим машинам данного сегмента Одна машина ушла в Керчь на строительство Крымского моста, а другая – строительной организации в Москву. Заказчиков привлекли хорошие операционные возможности техники: грузоподъемность на опорах составляет 3,8 т, а без опор – 3,5т. Рабочий диапазон по высоте подъема груза или корзины с людьми достигает 15,7 м на опорах и 15,6 м без опор.

На селе больший спрос на упомянутую выше 3-тонную грузоподъемность, от силы 4-тонную и операционную высоту до 7 м, иногда до 10-11 м, но не более. Нужно сказать, что в текущем году погрузчики упомянутого предприятия отгружаются регулярно. Берут как простенькие телескопические погрузчики серии Turbofarmer грузоподъемностью 3-5 т, операционной высотой 6,6-10,6 м и силовым диапазоном 100-120 л.с, так и машины серии Multifarmer, сочетающие в себе функции аграрного телескопического погрузчика и сельскохозяйственного трактора. Здесь силовой диапазон доходит до 156 л.с., грузоподъемность составляет 4 т, а операционная высота доходит до 6,8 м у модели MF40.7 и 8,8 м у модели MF40.9.

Фермерский Merlo сродни трактору, но с расширенным функционалом и грузоподъемной специализацией
Своего прошлогоднего новичка готовится продвигать на наш рынок и Bobcat, давший осенью 2017-го на выставке Agritechnica в Ганновере (Германия) премьеру TL30.70 AGRI. Этот «телескоп» в самой востребованной размерной группе – максимальная грузоподъемность 3 т и высота подъема почти 7 м. Он дополнил номенклатуру машин с грузоподъемностью от 2,6 до 3,8 т и операционными высотами между 6 и 7 м.

Амбициозные планы и у компании Claas с ее новой производственной линией телескопического погрузчика Scorpion, впервые разработанной совместно с Liebherr. Хорошую производительность сулит ряд новых функций, среди которых концепция Dynamic Power для управления двигателем, новая система помощи водителя Smart Loading для точной работы Линейку телескопических погрузчиков Scorpion компания Claas впервые разрабатывала с Liebherrрабочей гидравлики и устройства защиты от перегрузки, полностью автоматический стояночный тормоз и др.

Новые модели с улучшенной рабочей гидравликой и быстрыми циклами загрузки получили более высокие грузоподъемные характеристики (от 3,2 до 5,6 т) и солидную высоту подъема груза (от 6,13 до 7,03 м). Машины комплектуются мотором Deutz мощностью до 156 л.с. / 115 кВт экологического формата выбросов Stage IV (Tier4). В декабре 2018-го должна появится еще одна модель Scorpion с 9-метровой операционной высотой, что будет очень удобно для работы на высоте с тюками соломы.

Во всей новизне этого и других производителей видится много позитива и привлекательных постулатов. Есть и осадок: в той новизне нет наработок российского машиностроения...

 Григорий Пчелидзе
Фото автора и производителей

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить