С истинно китайской хваткойПо словам известного аналитика из Шанхая Питера Чена, в Поднебесной намечается самый большой потенциал потребления аккумуляторной техники, а «…электрический автомобильный рынок в Китае является совершенно новым полем битвы практически для всех международных автомобильных фирм». Уж очень там заманчивые условия…


С истинно китайской хваткой

В руководстве Volkswagen Group заявили, что планируют к 2025 г. потратить 10 млрд евро на разработку и производство полностью электрических автомобилей и адаптироваться к предстоящим строгим требованиям китайского рынка. Группа, в которую входят Volkswagen AG и Audi AG, намерена запустить 15 новых моделей в течение нескольких ближайших лет, а еще 25 моделей к 2025 г. На данный момент Volkswagen уже имеет 10 моделей, которые доступны на рынке Китая. Правда, все они импортируются туда с ограниченным объемом валовых продаж в соответствии с официальными квотами. Однако Группа намерена продвигать на китайском рынке 400 тыс. новых мощных автомобилей в год к 2020 г. и 1,5 млн машин в год к 2025 г. Речь идет о полностью электрических аккумуляторных автомобилях и частично электрических с гибридной схемой привода.

Уже сейчас некоторые модели VW в зависимости от типа аккумуляторных батарей имеют запас хода 400-600 км, что почти сопоставимо с инновационной моделью S Tesla с запасом хода 490-632 км. Как заявил руководитель Volkswagen Group China Йохем Хейцманн, Китай является приоритетной площадкой окончательного прорыва в сегменте электротяговых машин, и «…в рамках внедрения электромобилей Volkswagen Group China решила оказаться на переднем крае».

 

С истинно китайской хваткой



Правда, с подобными намерениями продвижения своей электротяговой техники на китайском рынке выступили и другие представители международного клуба производителей электромобилей, что обещает нешуточную конкуренцию. Спрос здесь действительно большой: рост валовых объемов выпуска и продаж автомобилей на электрической энергии с 2014 г. активно подталкивают субсидии правительства и различные стимулы, вплоть до выдачи бесплатных лицензий по всевозможным сборам и пошлинам на автомобиль электротягового исполнения. В прошлом году здесь было продано свыше 336 тыс. единиц автомобилей с новой энергией привода. Аналитики прогнозируют, что годовые валовые продажи автомобилей с чистыми электрическими и гибридными силовыми агрегатами достигнут в течение последующих нескольких лет 800 тыс. единиц и даже чуть больше.

Мировые автопроизводители хорошо представляют будущее электромобилей, и оно, по крайней мере в близкой перспективе, будет китайским. Крупнейшие игроки переносят научные и проектные работы в Поднебесную, поскольку страна вкладывает значительные средства в сеть электрозарядных станций, что подвигает потребителей к использованию автомобилей с аккумуляторным питанием.

К примеру, GM уже впечатлен открывающимися перспективами собственного производства по выпуску автомобилей в Китае. Президент GM China Матт Тзиен на прошлой неделе упомянул, что американский автопроизводитель активно займется производством электромобилей, чтобы удовлетворить растущие потребности Пекина в сокращении загрязнения воздуха. А компания Ford подписала соглашение с Anhui Zotye Car по организации совместного производства, специализирующееся на электрических транспортных средствах. Ее инвестиции в этот проект составят не менее 753 млн долларов.

С истинно китайской хваткой

Не осталась в стороне и Tesla, которая намерена построить в Шанхае завод производству автомобилей такого сегмента. Завод будет работать в зоне свободной торговли, что позволит Tesla сохранить свою интеллектуальную собственность. По крайней мере, маститый производитель на это надеется. Однако Китай своего не упустит, и уже становится ясно, что там можно сто раз надеяться, но стратегическая победа все-таки будет за Китаем: Tesla придется платить крутые тарифы китайскому правительству или же делиться своими знаниями и приобретать комплектующие и запчасти у китайских производителей.

Сегодня Китай четко придерживается национальных интересов, предложив крупным игрокам делиться своими знаниями об электромобилях и развивать выпуск такой техники на территории КНР с учетом локализации производства: иностранные автопроизводители сталкиваются с новыми китайскими правилами, которые оказывают серьезное юридическое давление, в т.ч. и  условием не только изготавливать, но и, если они хотят продолжать продавать свои автомобили на этом рынке, передавать новые технологии на китайские заводы. Западные компании понимают риски передачи технологий, поскольку это позволит китайцам быстрее достичь вершин в совершенстве выпуска своих собственных электромобилей, но вынуждены согласиться с таким подходом к делу и выполнять требования китайской стороны.

Аналитическая служба Bloomberg New Energy подсчитала, что за III квартал мировые продажи электромобилей и гибридно-аккумуляторных машин превысили 287 000 ед., что на 63% выше, чем за тот же квартал годом ранее и на 23% по сравнению со II кварталом нынешнего года. Половина мировых продаж техники этого сегмента благодаря упомянутым выше субсидиям и мероприятиям по сдерживанию загрязнения принадлежит Китаю.

 

С истинно китайской хваткой


Уже вовсю гуляют слухи, что в ближайшей перспективе в КНР ожидают появления правительственной программы, которая вообще может поставить жирную точку в эре ДВС. Впрочем, на других континентах тоже начали задумываться о серьезных шагах по вытеснению транспорта с двигателями внутреннего сгорания. Например, Франция и США заявили, что они запретят продажи новых автомобилей с потреблением бензинового и дизельного топлива к 2040 г. Нидерланды нацелены сделать это еще раньше - все новые автомобили к 2030 г. там будут свободны от выбросов. Индия тоже нацеливается на продажу к 2030 г. только электромобилей.

Пока же Европа в сегменте спроса на электромобили только вторая. На третьей позиции тянется Америка. А вот возглавляет список уже который год подряд Китай, ставший практически недосягаемым для всех вместе взятых торговых площадок. И хотя тот же Bloomberg, на который в своих исследованиях ссылается наша редакция, прогнозирует в 2017 г. глобальные продажи EV  более миллиона единиц, на такой результат пока рассчитывать не следует. В лучшем случае мировые продажи электромобилей едва дотянут до миллиона штук, хотя и это под большим вопросом.

Рынок электроприводного транспорта всех сегментов набирает скорость сбыта техники, инфраструктура обслуживания расширяется, пробег машин на одной зарядке увеличивается, но миллионный рубеж продаж электромобилей за 12 месяцев мировая торговая площадка при самом благоприятном раскладе экономических составляющих сможет преодолеть лишь в следующем году. Впрочем, будет прав Bloomberg или наша редакция, посмотрим через месяц-другой, когда будут подбиты итоги продаж 2017 г. по этому сегменту машин.

 

С истинно китайской хваткой


А вот с другим прогнозом аналитиков Bloomberg по поводу предстоящего бума на электромобили согласиться можно уже сейчас: реальный взлет продаж автомобилей сегмента EV будет происходить во второй половине 2020-х годов, когда упадут цены на литий-ионные батареи. Ожидается, что к 2030 г. стоимость таких батарей снизится на добрых 70%. Так что предстоящие 10 лет стремительный рост будет, но только в… Китае. Именно туда обращены все взоры производителей – Поднебесная умеет не только стимулировать, инвестировать, но и убедительно привлекать к себе инвесторов.

На прошлой неделе о перспективах освоения китайской ниши заявили японцы. Hitachi Automotive Systems и Honda Motor после летнего объявления о создании в провинции Гуандун совместного предприятия Hitachi Automotive Electric Motor Systems, торжественно запустили проект и дали старт строительству. Эта площадка будет заниматься разработкой и производством двигателей для электромобилей, включая гибриды. Именно так маститые бренды стремятся извлечь выгоду из правительственной инициативы КНР по увеличению производства экологически безопасных автомобилей.

 

С истинно китайской хваткой


Пока мощность предприятия не раскрывается, известно лишь то что под этот проект правительство Китая уже выделило участок площадью 88 000 кв. м. В начавшем работу СП с суммарным объемом инвестиций в 44 млн долларов Hitachi держит контрольный пакет в размере 51%, а Honda контролирует 49%. Массовое производство продукции начнется с апреля 2020 г. Если учесть, что Hitachi Automotive Systems также производит литиево-ионные аккумуляторные системы для автомобилей и стремится к 2020 г. увеличить их продажи на 260% относительно 2016 финансового года, то перспектива такого проекта для инвесторов очень сладкая.

В последнее время желающих оттяпать себе на китайском рынке даже маленькую нишу становится все больше: заманчивые предложения привлекают. Особенно, когда даже в полученной маленькой доле есть большущая перспектива…


С истинно китайской хваткой

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить