Поживем — увидим…Многие производители грузовой техники с некоторой тревогой смотрят в завтрашний день: привередливый потребитель все больше отдает предпочтение не только машинам с надежным моторесурсом, но и с приемлемой стоимостью владения.


Поживем — увидим…

Кто не успел, тот…

Практически вся европейская «семерка» автопроизводителей уже имеет свои концепты грузовой техники будущего. Японская и китайская конструкторские школы тоже активно ведут разработки сверхэкономичных грузовых автомобилей, стараясь не упустить свой шанс на мировом рынке. По сути, в среде автомобилестроителей развернулась негласная борьба за лидерство в создании сверхэкономичных грузовиков с компоновкой классического силового агрегата, поскольку электроприводная техника для грузовых магистральных перевозок остается в области фантастики. Электротяговые легкие коммерческие машины и среднетоннажники для городской дистрибуции и коммунальной сферы ожидаемого бума спроса тоже не достигли.

В классических концептах взгляды на будущее грузовых машин у большинства разработчиков совпали, ударение делаетсяусилия направлены на снижение расхода топлива за счет аэродинамики конструкции грузовиков и прицепных систем, внедрение более инновационных электронных топливных систем и применяемых масел. Постулаты снижения токсичности моторов тоже в тренде, как и эрогономика рабочего места водителя или автопилотажные системы для работы в составе автокараванов.

Компания Volvo Truck еще семь лет назад заявила о 10-летней перспективе появления нового поколения магистральных грузовиков, представив публике свою концепцию Truck 2020. Готовность этого продукта намечена на 2020 г. и работы по нему в самом разгаре. Ожидается, что такой автомобиль будет иметь автопилот, который частично освободит водителя от управления в пути, позволит расслабиться, почитать, принять пищу, а грузовик будет двигаться по дороге с постоянной скоростью 56 миль в час, что в пересчете на наши метрические единицы составит около 90 км/час.

 

Volvo Truck с концепцией нового поколения магистральных грузовиков Truck 2020

Речь идет не столько об автономном передвижении, хотя такое желание у разработчиков в приоритете, сколько о рабочем ходе в составе автокаравана, когда машины следуют друг за другом. Это – более близкая перспектива. Система беспроводной связи должна согласовать работу всех машин, поддерживать для каждой не только расстояние и скорость, но и надежное позиционирование в слип-потоке относительно друг друга. По мнению инженеров, такая методика улучшит экономию топлива и уменьшит выбросы углекислого газа.

Scania на прошлой неделе тоже сообщила, что включилась в испытание автопилотируемых колонн. С вхождением в этот проект, производитель стал одним из ключевых партнеров в шведской программе по исследованию инновационных технологий автомобильного автопилотажа. Проект, рассчитанный на реализацию в течение трех лет, объединил Scania, транспортно-логистического оператора DB Schenker, упомянутого выше шведского производителя грузовой техники Volvo, Королевский технологический институт (KTH), RISE (сеть научно-исследовательских институтов Швеции), Шведское транспортное управление и др. компании. В проекте будут участвовать автоматизированные колонны, состоящие из грузовых автомобилей разных брендов. Цель проекта — оценить перспективы технологии, способной обеспечить снижение выбросов и повышение эффективности грузоперевозок.

Volvo и Scania совместно с DB Schenker начали тестировать грузовики в одной связке


Нужно отдать должное организаторам проекта, сумевшим объединить общей целью давних конкурентов - Volvo и Scania. Теперь DB Schenker тестирует грузовики обоих шведских производителей, что крайне важно, поскольку весь потенциал автопилотируемых колонн может быть реализован только в том случае, если автомобили разных марок смогут взаимодействовать и находить друг друга. Движение с минимальной дистанцией между автомобилями приводит к повышению топливной экономии за счет снижения сопротивления воздуха. В общем расходе топлива доля энергии, необходимой на преодоление этого сопротивления, составляет 25%, и чем ближе друг к другу двигаются грузовики, тем выше топливная эффективность.


«Такие автоколонны в перспективе должны оптимизировать транспортные потоки на автомагистралях, снизив при этом воздействие техники на окружающую среду. Однако технология не получит повсеместного распространения, если автомобили разных производителей не смогут находить друг друга. В общем расходе топлива доля энергии, необходимой на преодоление сопротивления воздуха, составляет 25%. Ранние испытания показывают, что потенциальная экономия при дистанции в 1 секунду и движении на скорости 80 км/ч достигает 3-7% в зависимости от позиции автомобиля в составе автоколонны», — говорит руководитель по предварительному развитию в подразделении разработок систем Scania Гуннар Торнмальм.

 

Volvo и Scania совместно с DB Schenker начали тестировать грузовики в одной связке


Чтобы автопилотируемые грузовики смогли передвигаться по дорогам общего пользования, необходимо синхронизировать ряд функций и обеспечить возможность безошибочно ими управлять. В рамках проекта предполагается изучить общие требования и интерфейс совместной работы бортовых систем техники и облачных коммуникационных платформ, что поможет автомобилям и автопаркам находить друг друга и формировать колонны. Масштабируемая надежная связь между автомобилями и безопасность — еще два критически важных аспекта, требующих внимания разработчиков.

Двигаться с промежутком в 1 секунду позволяют технологии беспроводной связи. С помощью непрерывного обмена данными грузовики самостоятельно изменяют скорость или начинают торможение, автоматически подстраиваясь друг под друга. Поэтому время реагирования при торможении, например, может сократиться до нуля.

Работа над проектом Sweden4Platooning продлится до декабря 2019 г. Финансирование проекта в размере 1,85 млн евро обеспечивает Шведское управление инновационных систем (Vinnova) и Агентство стратегических исследований и инноваций в области автотранспорта (FFI).

Беспилотные грузовики MAN Platooning должны выйти на ходовые испытания уже в следующем году

 

К слову, по такому же пути пошли и на другом побережье Балтики: беспилотные грузовики MAN Platooning должны выйти на ходовые испытания уже в следующем году. Производитель отрабатывает технологию со схемой движения магистральных тягачей в специальных колоннах Platooning: как и в шведском варианте, «мановский» проект предусматривает движение автокараванов с обязательным достижением сокращения аэродинамического сопротивления. Только на одной этой технологии разработчики предполагают получить 10-процентную экономию топлива. Постулат привлекательности еще и в том, что едущие в режиме автопилота водители могут в пути отдыхать. К слову в этом проекте засветилась транспортно-логистическая компания DB Schenker.

В свою очередь DAF Trucks заявил о старте двухлетних испытаний грузовиков, под патронатом исследовательской лаборатории Великобритании TRL. В этом проекте партнерами также выступают компании TNO, Ricardo и транспортно-логистический оператор DHL. Автомобили DAF выбраны департаментом транспорта Великобритании для испытаний в составе автокаравана грузовиков на выбранных маршрутах по стратегической дорожной сети Англии. Первые испытательные тесты автопоездов DAF уже начались.

 

DAF Trucks заявил о старте двухлетних испытаний "умных" грузовиков

 

Правительство Великобритании надеется получить опыт в инновации, которая может повысить эффективность автомобильного транспорта. Постулат привлекательности тот же: именно колонна позволяет грузовикам двигаться в тесном контакте, что приводит к снижению расхода топлива, уменьшению вредных выбросов и улучшенному потоку трафика с использованием передовых систем помощи водителю. Это попутно способствует повышению безопасности дорожного движения.

Автокараван использует высокоразвитый Wifi-P, радары и камеры, которые сведены в единую сеть грузовиков. Это позволяют двум и больше фурам ехать с минимальной дистанцией в одном встречном воздушном потоке. Используя информацию о движении от первого грузовика, следующий за ним автомобиль или несколько автомобилей могут автоматически разгоняться, тормозить и управляться.

Здесь уже классика: когда ведущий автомобиль тормозит, то следующие за ним в единой беспроводной связке машины автоматически тормозятся без потери времени реакции, значительно повышая безопасность дорожного движения. Это позволяет сэкономить 10% топлива и достичь эквивалентного сокращения выбросов CO2. Еще одним преимуществом колонны грузовиков является улучшение потока трафика для других участников дорожного движения, поскольку грузовики не обгоняют друг друга.

 

Поживем — увидим…


С восточным колоритом и азиатской практичностью

На другом конце континента японская компания Isuzu еще четыре года назад (Токийский автосалон 2013) представила свое решение магистрального тягача будущего под индексом Isuzu T-Next. Работы над этой машиной продолжаются и поныне. Ранее казавшийся фантастическим проект обретает реальные черты: грузовик уже отошел от футуристического жанра, и общество начинает привыкать к инновациям в дизайне техники будущего.

Концепт японцев выделяется вычурностью обтекаемого корпуса, который кажется цельновылитым и отшлифованным до блеска, как медь духовых инструментов на параде. Впрочем, у грузовика и правда парадный вид, словно ему сейчас везти на бракосочетание новобрачных, а не тягать рефрижераторные полуприцепы с окорочками или любым другим грузом. Его аэродинамические свойства частично позаимствованы с самолетостроения, что позволяет уменьшить расход топлива на единицу пройденного пути.

 

Японская компания Isuzu уже четвертый год работает над концепцией магистрального тягача будущего Isuzu T-Next

Обращает на себя внимание лобовое стекло, которое избавилось от угловых боковых стоек и после плавного изгиба трансформируется в боковые окна без фрамуг. Зеркал заднего вида нет, их успешно заменяют видеокамеры, изображения с которых подается на монитор в рулевом колесе. К слову, он здесь по центру кабины, что оказалось очень удобно водителю.

T-Next получит дополнительную экономию в расходе топлива благодаря прекрасной обтекаемости встречными потоками воздуха и движению в составе автокаравана с минимальной дистанцией между машинами. В этом случае уже будет задействована система автоматического вождения, которая позволит водителю отдыхать в пути.

Свое слово в этой теме сказали и китайцы. Разработчики с Поднебесной пошли еще дальше и помимо шикарной кабины с немыслимыми формами и обтекаемостью предложили концепцию магистральных машин с комбинированным шинно-рельсовым ходом. Они могут ехать самостоятельно как по дорогам общего пользования, так и по железнодорожным путям. Фишка в том, что на дальние расстояния такой грузовик вообще можно прицепить к составу в качестве вагона и транспортировать его за сотни и тысячи километров. По прибытию на место фура уже самостоятельно от станции передвигается к месту выгрузки.

 

Разработчики из Поднебесной предлагают концепцию магистральных машин с комбинированным шинно-рельсовым ходом


По мнению китайцев, здесь дело не только в экономии топлива или в экологии, здесь еще и продлевается ресурс двигателя тягача, поскольку в передвижении составом по рельсовому полотну базовый двигатель отключен. Привлекательность и в оперативности доставки груза: по дороге общего пользования с плечом в 1-1,5 тыс. км водителю необходимо останавливаться для полноценного отдыха, заправки и т.д. В рельсовом режиме с подцеплением фуры к поезду это расстояние перевозчик проскакивает без остановок, быстрее и, заметьте, без заторов в транспортном потоке улично-дорожной сети.

Это сродни технологии перевозки машин на специальных железнодорожных платформах в составе трейлерных маршрутных поездов, но в китайской версии Rail-Road Vehicle магистральная фура с дополнительными выдвижными тележки рельсового хода будет экономически выгодней…

 

Разработчики из Поднебесной предлагают концепцию магистральных машин с комбинированным шинно-рельсовым ходом

 

Неужели и правда, все дело в смазке?...

На прошлой неделе тема развития концепции магистральных грузовиков будущего обогатилась сразу двумя информационными поводами. В первом случае напомнили о себе концерн «Шелл» и компания AirFlow Truck Company, а во втором - Tesla.

Как оказалось, концерн «Шелл» и компания AirFlow Truck Company объединили свои усилия и занялись разработкой уникального «грузовика будущего» под названием Starship («Звездолет»), создание которого направлено на сокращение общих расходов и повышение эффективности бизнеса в сфере грузоперевозок. Уже заявлено, что сверхэкономичности грузового автомобиля Starshi и его энергоэффективности поспособствуют улучшенные аэродинамические свойства кузова, а также современные смазочные материалы «Шелл». Концепт грузовика будет представлен в 2018 г.: стремление существенно снизить расход топлива для грузовых автомобилей и автоприцепов класса 8 – довольно сложная задача. Особо усложняют задачу габаритные размеры и конструкция такого транспорта.

Принимая во внимание будущие изменения в нормах расхода топлива и неизменную потребность повышать экономичность его расходования, концерн «Шелл» уделяет особое внимание концепции целостного подхода к решению поставленной задачи. Это подразумевает совершенствование технологий производства двигателей и трансмиссии, использование синтетических смазочных материалов низкой вязкости, разработку аэродинамичного дизайна, применение рациональных методов вождения и многое другое.

 

Концерн «Шелл» и компания AirFlow Truck Company занялись разработкой «грузовика будущего» под названием Starship («Звездолет»)

Исходя из изложенного выше, концерн «Шелл» старается найти самые оптимальные методы повышения эффективности работы всех компонентов грузового автомобиля. Вот как комментирует эти начинания вице-президент «Шелл» по технологиям Сельда Гюнсель: «Данный проект позволяет продемонстрировать лидирующие позиции «Шелл» в сфере инновационных разработок и энергоэффективности в такой динамично развивающейся отрасли, как грузоперевозки. Мы стремимся оставаться в числе технологических лидеров, сотрудничая с такими компаниями, как AirFlow и другими производителями, разрабатывая креативные решения, которые будут полезны для общества еще долгие годы».

Партнерство с AirFlow Truck Company является частью стратегического сотрудничества. Также частью этого процесса является работа над созданием комплектующих и расходных материалов для повышения экономичности расхода топлива и прочих показателей работы различных механизмов, начатая с другими компаниями. В рамках данного проекта команда специалистов концерна «Шелл» предоставляет технические консультации по работе двигателя и трансмиссии, а также рекомендации по использованию смазочных материалов для грузового автомобиля Starship.  

Появлению аэродинамичных тягачей нового поколения Starship предшествует долгая история. AirFlow Truck Company создала две модели аэродинамичных тягачей класса 8 с полуприцепом, демонстрирующих низкий расход топлива - первую в 1983 г., а вторую - в 2012 г. Последняя получила название Bullet Truck («Пуля») и сегодня используется для дальних перевозок грузов с полной массой автомобиля 29 483 т при рекордном среднем показателе экономичности расхода топлива на уровне 19,09 литров на 100 км.

 

Предыдущая модель аэродинамичного тягача AirFlow Truck Company под названием Bullet Truck («Пуля»)

Концерн «Шелл» и компания AirFlow Truck Company занялись разработкой «грузовика будущего» под названием Starship («Звездолет»)

В то же время не останавливалось и совершенствование смазочных материалов. Пионером в этой области выступает концерн «Шелл», чьи моторные масла для коммерческого транспорта хорошо известны еще с середины XX в. Но активное становление новой эры моторных масел начался все-таки в 2000-х гг. Так, в 2004 г. концерном «Шелл» было запущено серийное производство полностью синтетического моторного масла Shell Signia. В 2008 г. появились моторные масла «Shell Rimula для тяжелонагруженных дизельных двигателей, а в 2010 г. концерн проводит совместные испытания с производителями грузовиков, в т.ч. Daimler, позволившие в реальных условиях эксплуатации продемонстрировать отличные защитные свойства Shell Rimula.

На данный момент последней главой инноваций «Шелл» в области моторных масел для большегрузов стала презентация в 2017 г. моторного масла Shell Rimula с технологией Dynamic Protection Plus. Это комбинация полностью синтетического базового масла и пакета адаптивных присадок, позволяющая обеспечить максимально эффективную работу современных дизельных двигателей грузовиков. И вот новый этап – совместная разработка уникального «грузовика будущего» Starship, в котором использованию нужных смазочных материалов отводится приоритетное место.


Концерн «Шелл» и компания AirFlow Truck Company занялись разработкой «грузовика будущего» под названием Starship («Звездолет»)

 

Аэродинамика Bugatti Chiro отдыхает?

С появлением грузовика Tesla Semi разработчик начал утверждать, что его грузовая машина по аэродинамичности более совершенна, чем Bugatti Chiron. 

При тестах в аэродинамической трубе автомобиль Semi показал коэффициент сопротивления 0,36, а у Bugatti Chiron этот показатель составляет 0,38. Для сравнения, обычный грузовик имеет коэффициент сопротивления воздуха в пределах 0,8 - 1,5. Если использовать Semi в составе каравана, то у следующих за первой машиной фур сопротивление встречным потокам будет еще меньше, поскольку минимальная дистанция в попутном потоке облегчает движение ТС.

Если к этому добавить, что компания не изменила своей традиции и выдала на-гора электроприводной грузовик магистрального исполнения, то такое решение приравнивается, как минимум, к революционному прорыву. Форвардный автомобилестроитель электротягового сегмента снабдил заднюю осевую тележку Semi четырьмя электродвигателями, которые позволяют разогнать пустой грузовик от 0 до 96 км/час всего за 5 секунд!!! Это сравнимо с гоночным болидом. С загрузкой в 36,2 т Semi добирается к отметке 96 км/час за 20 секунд, что в почти два раза быстрее, чем у классических дизельных фур с такой грузоподъемностью.

Электротяговый магистральный тягач Tesla Semi своими четырьмя электродвигателями разгоняет пустой грузовик до 96 км/час всего за 5 секунд

Для Tesla грузовой сегмент совершенно новое направление, но перспективное. Правда, производитель нажил себе очень ревнивых конкурентов в лице производителей обычных магистральных автомобилей. Если тестовые испытания окончательно подтвердят первые выводы, то получится, что его новый грузовик обеспечивает для водителей грузовиков лучший и безопасный стиль вождения и, главное, значительно снижает стоимость владения таким грузовиком по сравнению с грузовым автомобилем с дизельным двигателем.

Теперь у грузовика Tesla даже больший потенциал пробега, чем у его легковых собратьев. Благодаря 200-кВт-ч аккумуляторной батарее Semi способен покрывать 800 км за одну зарядку. Если учесть, что в той же Америке 80% объема грузовых автомобильных перевозок по средней дальности не превышает 400 км, то Semi претендует на продукт повышенного спроса. Привлекательность еще и в том, что с подключением к новым высокоскоростным станциям зарядки Megachargers для набора 80% емкости аккумуляторных батарей потребуется всего 30 минут. И этого заряда хватит примерно на преодоление 640 км.

 Это не звездолет, а одноместная кабина уже реального магистрального тягача Tesla Semi

Что касается систем безопасности, что здесь стоит блок Enhanced Autopilot, объединивший сразу несколько программ, начиная от автоматического аварийного торможения, информирования водителя о выезде из полосы до процесса записи событий на жесткий диск бортового компьютера. Ожидается, что Tesla Semi попадет на прилавок не раньше 2019 г. Разработчик в успехе не сомневаются, и спрос будет, поскольку по сравнению с дизельными грузовиками пробег в 1,6 млн км даст экономию в 200 000 долларов, что уже подкупает…

 

Электротяговый магистральный тягач Tesla Semi: от концепции до реальности – один шаг

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить