Сварка – дело тонкое…Сварщиков на железнодорожном транспорте нужно аттестовать по усовершенствованным правилам. Такое мнение высказали участники заседания секции «Сварка» некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожного транспорта» (НП «ОПЖТ»). И на это у них были очень веские причины…


Сварка – дело тонкое…

Мероприятие вызвало закономерный интерес не только у производителей, но и у транспортников. Об этом говорит большой перечень участников и не менее солидное количество высокопоставленных персон, среди которых вице-президент, член Наблюдательного совета НП «ОПЖТ» Олег Сеньковский, руководители и ведущие специалисты профильных департаментов ООО «ИЦПВК», АО «ВРК-1», АО «ВРК-2», ПКБ ЦТ ОАО «РЖД», ООО «Трансвагонмаш», ООО «Уральские локомотивы», ОАО «ТВЗ», АО «ВНИИЖТ», МГУПС МИИТ, АО «НИИ мостов» и др.

Открывая заседание, председатель секции Аркадий Николин напомнил присутствующим, что первая редакция «Правил аттестации сварщиков на железнодорожном транспорте государств-участников Содружества» действовала с 1 января 2013 г. За четыре года действия этого документа появилась необходимость в его актуализации. Обновленная редакция Правил прошла аттестацию железнодорожных администраций государств-участников Содружества и будет утверждена на шестьдесят седьмом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, который состоится 19-20 октября 2017 года в г. Рига, Латвия.

Сварка – дело тонкое…Внесенные изменения в актуализированную редакцию «Правил аттестации сварщиков на железнодорожном транспорте государств-участников Содружества» представил ведущий научный сотрудник отделения «Сварка» АО «ВНИИЖТ» Денис Абраменко. Докладчик представил краткую информационную справку о нововведениях. В частности, документ был гармонизирован с новыми российскими и международными стандартами сварки в железнодорожном комплексе. Кроме того, новая редакция правил включила в себя стандарты полуавтоматической сварки, например, дуговой наплавки под флюсом деталей локомотивов и грузовых вагонов, многодуговой наплавки опорной поверхности подпятника надрессорной балки под флюсом и др.
 
Сварка – дело тонкое…В новой редакции также введены требования к контрольным сварным соединениям на наплавку и требования к объему испытаний контрольных сварных соединений на наплавку. При этом испытания контрольных сварных соединений теперь должны выполняться в испытательных лабораториях в соответствии с национальным законодательством железнодорожной администрации.

Значительные изменения претерпели требования к экзаменующему органу. В частности, теперь работодатель вправе проводить аттестацию сварщика в аттестационной комиссии, созданной приказом по предприятию, или с привлечением внешнего экзаменующего органа. Теоретический экзамен и практические испытания сварщика должны проводиться при непосредственном присутствии всех членов аттестационной комиссии. При этом в состав аттестационной комиссии должны входить председатель комиссии, секретарь комиссии и члены комиссии.

Сварка – дело тонкое…Определены также минимальные требования к членам аттестационной комиссии: наличие одного квалифицированного инженера по сварке, наличие одного члена комиссии, прошедшего проверку знаний Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, наличие одного члена комиссии, аттестованного по пожарно-техническому минимуму, наличие одного члена комиссии, сертифицированного в соответствии с ИСО 9712 на проведение визуального контроля (VT) не ниже 2 уровня в секторе продуктов - сварные соединения, производственного сектора -  железнодорожный транспорт. Допускается наличие одного члена комиссии, прошедшего обучение и проверку знаний пожарно-техническому минимуму и прошедшего проверку знаний Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ. Вместе с тем в состав аттестационной комиссии не должны входить лица, проводившие обучение (специальную подготовку) аттестуемых сварщиков.

Сварка – дело тонкое…Кроме того, в случае проведения аттестации сварщика с привлечением внешнего экзаменующего органа при практических испытаниях сварщика на натурных деталях, на специализированном сварочном и испытательном оборудовании, например, при наплавке локомотивных центров колесных или надрессорных балок тележек грузовых вагонов, допускается сварку, наплавку, напыление контрольных сварных соединений и контроль их качества выполнять на производственных мощностях и оборудовании работодателя.

Сварка – дело тонкое…Все вышеперечисленные изменения нашли позитивный отклик у участников заседания. При этом в ходе последовавшей за выступлением Дениса Абраменко дискуссии, было сформировано общее мнение о необходимости разработки ряда методологических документов для поддержки и разъяснения Правил, а также о необходимости проработать типовые методики ультразвукового контроля и иных методов дефектоскопии. Последние будут предложены к включению в программу стандартизации НП «ОПЖТ» на 2018 год, подчеркнул Аркадий Николин.

В завершении заседания Олег Сеньковский пригласил участников Секции принять участие в международной конференции «Сварка на железнодорожном транспорте», которая состоится 24 октября 2017 года в г. Тверь.

Некоммерческое партнерство «Объединение производителей железнодорожной техники» образовано для системной координации деятельности предприятий отрасли, которая призвана на основе интеграции финансовых и интеллектуальных ресурсов способствовать инновационному технологическому подъему на железнодорожном транспорте и в отечественном машиностроении.

Сварка – дело тонкое…

Алла БЛАГОВА

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить