Свет мой, зеркальце, скажи…И не только скажи, но и покажи. Эксперты международной консалтинговой компании Frost & Sullivan так и сделали, прислав в адрес редакции аналитическое исследование рынка автопродаж. По их оценкам, в 2016 году в мире было реализовано 92,1 млн легковых автомобилей (включая, внедорожники, кроссоверы, пикапы и пр.). В этой емкости есть и российская доля. Правда, показатель России не попал даже в ТОП-10, но все прогнозы экспертов указывают на то, что сбыт легковушек на нашей торговой площадке налаживается…

Свет мой, зеркальце, скажи…


Структура мирового авторынка 2016

В недавнем исследовании компании Global Automotive Industry Outlook 2017 говорится о неоспоримом лидерстве Китая по числу продаж (28 млн ед.). Далее с большим отставанием идут США (17,5 млн) и страны Западной Европы (15,7 млн). Россия с 1,42 млн проданных автомобилей в рейтинге лишь на 14 позиции. Согласно прогнозам, в 2017 г. мировой автомобильный рынок вырастет на 1-2%, а объемы продаж автомобилей достигнут отметки 93,2 млн. ед. Рост относительно прошлого года будет обусловлен растущим спросом на рынке США, который, как ожидается, сможет компенсировать снижение темпов продаж в Китае и Японии.

Наибольшую долю в структуре мирового автомобильного рынка в 2016 г. занимали страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), на которые суммарно пришлось 44,9% всех мировых продаж автомобилей. На втором месте с долей 22,8% расположились США и Канада, на третьем – страны Западной Европы (17,1%) (рис. 1).

Свет мой, зеркальце, скажи…


В течение 2017 г. доля производителей АТР вырастет на 2,9% и составит 47,8%. Рынки других регионов будут расти меньшими темпами: так, в странах Северной Америки объемы продаж автомобилей увеличатся на 0,2% (до 23%), в Латинской Америке – на 0,1% (до 3,8%), Восточной Европе (включая Россию) – на 0,2% (до 4,3%), Ближнем Востоке – на 0,3% (до 2%). В Западной Европе объемы продаж, напротив, сократятся, но незначительно – всего на 0,1% – и составят ровно 17% от общемировых (рис. 2).

Пятерку крупнейших автопроизводителей мира по объемам продаж в 2016 г. возглавлял Китай (28 млн ед.), за ним идут США (17,5 млн ед.), Япония (5,1 млн ед.), Германия (3,6 млн ед.) и Индия (3,4 млн ед.). Самым динамично растущим рынком по итогам года стал опять же Китай – по сравнению с 2015 г. объем продаж автомобилей в стране увеличился на 12,6%. Автомобильный рынок Индии за год вырос на 7,7%, Германии – на 5,3%.

 

Свет мой, зеркальце, скажи…


«Росту индийского рынка во многом способствовал приток иностранных инвестиций в расширение действующих и строительство новых производственных мощностей. – говорит консультант-аналитик Frost & Sullivan Иван Кондратенко. – На сегодняшний день доходы от продаж автомобилей в Индии составляют 7% ВВП страны. Что касается рынков других стран, то американский вырос в среднем на 0,3%, а Японский, наоборот, «просел» на 5,4% вследствие высокого налогообложения, девальвации японской йены и последовавшего за этим роста цен на бензин.
Несмотря на относительно скромные показатели роста по итогам 2016 г., в текущем году Соединенные Штаты будут основным драйвером роста продаж автомобилей в мире. По нашим оценкам, в 2017-м в США будет продано 17,9 млн автомобилей (против 17,5 млн в 2016 г.), а темпы роста будут находиться на уровне 2-4%. Рост китайского рынка, наоборот, замедлится – примерно на 4-7% – но все равно он останется «в плюсе». Мы полагаем, что суммарно автопроизводители смогут продать в Китае около 29,4 млн новых автомобилей. Это на 1,4 млн больше, чем годом ранее» (рис. 3).

Свет мой, зеркальце, скажи…

Состояние и перспективы российского авторынка

Объемы продаж автомобилей в России неуклонно снижались в последние несколько лет. В 2016 г. падение составило 11,5% относительно предыдущего года. Тем не менее, в 2017 г. за счет стабилизации экономики объемы продаж начнут постепенно восстанавливаться. «Мы ожидаем роста продаж в течение этого года с 1,42 млн до 1,5 млн ед., или на 3,6% – комментирует И. Кондратенко. – Это позволит России сохранить за собой статус крупнейшего авторынка Восточной Европы, однако доля страны в структуре общемирового рынка останется на прежнем уровне и составит порядка 1,6%» (рис. 4).

По словам И.Кондратенко, в компании рассматривают несколько возможных сценариев развития отечественного авторынка на период 2016-2023 гг. Согласно оптимистичному прогнозу, к 2023 г. объемы продаж автомобилей в России увеличатся до 2,6 млн ед. при ежегодных темпах роста 9,3%. Консервативный сценарий предусматривает уровень в 1,5 млн при CAGR 0,9%, умеренный – рост до 1,6 млн при CAGR 1,8%.

 

Свет мой, зеркальце, скажи…


Крупнейшие автопроизводители

Продажи крупнейших мировых автопроизводителей в 2016 г. росли также по-разному. Так, японский автоконцерн Toyota в прошлом году смог продать на 1,2% больше, чем годом ранее (рис. 5). Сравнительно низкие темпы роста отчасти объясняются снижением спроса на модель Prius и производственными потерями, вызванными приостановкой производства вследствие серии землетрясений в Японии. В 2017 г. концерн намерен нарастить объемы продаж за счет увеличения спроса на автомобили в странах Северной Америки, Европы и Азии. Обновление модельного ряда позволит Toyota увеличить продажи на 1% в течение 2017 г.

Несмотря на «дизельный» скандал вокруг Volkswagen Group, в 2016 г. немецкий автогигант добился рекордных продаж, став крупнейшим автопроизводителем в мире, потеснив тем самым Toyota с первой строчки рейтинга. По итогам прошлого года продажи концерна выросли на 3,7% – преимущественно за счет роста продаж в Китае (на 12%) и Европе (4%).

Лидером по темпам роста стал концерн Renault-Nissan, увеличивший объем продаж на 17,2%. Приобретение Mitsubishi Motors позволило концерну войти в ТОП-10 крупнейших автопроизводителей мира.

Одним из антигероев 2016 г. стал южнокорейский концерн Hyundai Motors – по итогам прошлого года продажи производителя упали на 1,6% (впервые более чем за 20 лет). По словам И. Кондратенко, концерн уступает в конкурентной борьбе с японскими и американскими брендами на рынках США и Китая. Однако в 2017-м корейский автопроизводитель намерен увеличить продажи на 4,5% за счет усиления позиций на рынках развивающихся стран, прежде всего, России. Также компания увеличит объем поставок автомобилей в США и Китай. Для обеспечения роста в среднесрочной перспективе компания намерена выпускать по 10 новых моделей в год.

Немецкий автогигант Daimler (Mercedes-Benz) в 2016 г. проводил агрессивную маркетинговую политику, результатом которой стал рост продаж внедорожников и кроссоверов премиум-класса (прежде всего, GLA и GLC). На них пришлось порядка 32% в структуре продаж компании. По итогам года Mercedes-Benz стал крупнейшим производителем автомобилей премиум-класса, обогнав по этому показателю своего ближайшего конкурента – концерн BMW. «Daimler также возродил бренд Maybach и в 2016 году смог продать более 15 000 автомобилей этой марки. В 2017 году ключевым драйвером продаж автоконцерна в мире станут автомобили Mercedes-Benz E-класса», – считает И. Кондратенко.

Свет мой, зеркальце, скажи…

Павел МАХОВ,
ведущий специалист Frost & Sullivan

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить