Это был не крайний, а последний полет…Сегодня исполняется ровно месяц с того дня, как один из немногих оставшихся в мире сверхзвуковых пассажирских самолетов Ту-144 поднялся в воздух. Самый короткий по времени и длительности полет состоялся в Казани под управлением двух человек. А вот готовили машину к этому после трех десятков лет стоянки лайнера на приколе, а теперь еще множества согласований и получения не менее полутора десятка разрешений сотни людей...

 

Это был не крайний, а последний полет…

Инициатором всех этих мероприятий стал ректорат Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева (КНИТУ- КАИ), на ученом совете которого было принято решение об увековечивании исторической памяти легенды советской и мировой авиации и размещении самолета на вечную стоянку в виде памятника-музея между вторым и восьмым зданиями университета. Поднять в последний раз Ту-144 в воздух было поручено операторам двух кранов Liebherr – телескопического на 5-осном колесном ходу и с решетчатой стрелой на 8-осной колесной базе.

Это был не крайний, а последний полет…Если пневмошинный кран-телескоп сравнительно спокойно подошел к монтажной площадке, то для доставки исполина Liebherr LTM 1800 с его 800-тонной грузоподъемностью понадобилось 20 автомобилей КАМАЗ, которые перевозили секции решетчатой стрелы, противовесы, аутригеры опорного контура, стальные канаты и т.п. После обвязки самолета стропами оба крана легко подняли «сто сорок четвертый» от земли, ювелирно провели его по воздуху к месту посадки на постамент и приземлили в заранее приготовленные строителями ниши стоек на специально построенном фундаменте пьедестале. Таким образом, Ту-144 поднялся в воздух еще раз, совершив не крайний, а свой последний полет.

Это был не крайний, а последний полет…26 мая был лишь первый этап масштабного проекта в рамках подготовки к 50-летию первого полета Ту-144: 31 декабря 1968 г. гигантский лайнер для пассажирских перевозок на сверхзвуковых скоростях поднялся в первый испытательный полет. К юбилейной дате университет планирует подготовить на борту лайнера интерактивный музей, превратив салон в большую тематическую экспозицию. Его открытие намечено на 31 декабря 2018 г. На нынешнем втором этапе предстоит не менее ответственная работа по покраске самолета в его оригинальную колористику с нанесением всех надписей и символики.

На очереди и третий этап. В его преддверии уже начался сбор экспонатов музея и финансовых средств для его обустройства: на прошлой неделе КНИТУ-КАИ объявил среди жителей Казани и почитателей отечественной авиации России о начале сбора финансовой помощи на обустройство интерактивного музея Ту-144, экспозиция которого не будет иметь аналогов в России, а по уровню оснащенности историческими авиационными раритетами и документами сможет соперничать с лучшими техническими выставочными площадками мира.

ВЭто был не крайний, а последний полет… ректорате КНИТУ-КАИ редакции уточнили, что борт 77107 имел статус испытательной машины, первый раз поднялся в воздух 20 августа 1975 г.  За все время он совершил 490 полетов. Это – один из семи сохранившихся в мире самолетов Ту-144. После долгой стоянки в Жуковском его выкупили по тогдашней стоимости «Жигулей» за 10 тыс. руб. для учебных целей Казанского авиационного института.

Самолет 29 марта 1985 г. своим ходом из Подмосковья перегнали на аэродром Казанского авиазавода. Полет провел экипаж испытателя Владимира Матвеева. После этого машину перевезли на территорию института, предварительно сняв крылья. Спустя 32 года самолет снова поднялся в воздух. Из дальнего двора одного из корпусов университета его перевезли к месту вечной музейной стоянки тягачами, кранами подняли в небо и установили на постамент.

Это был не крайний, а последний полет…

Это был не крайний, а последний полет…

 Фото: Казанский национальный исследовательский технический университет

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить