Цистерны против трубыВагоностроители ищут пути поддержания спроса на подвижной состав для перевозок наливных грузов, поскольку за последние десять лет наблюдается стойкое сокращение объемов перевозок нефти и нефтепродуктов в железнодорожных цистернах: железнодорожный и трубопроводный транспорт не способны конкурировать наравне. Складывающаяся ситуация заставила вагоностроительные компании расширить предложение в сегменте специализированных цистерн.

Цистерны против трубы

Участники рынка надеются, что использование специализированного подвижного состава хотя бы частично компенсирует ушедшие «в трубу» объемы перевозки нефти за счет привлечения дополнительных объёмов других наливных грузов. Вагоностроители готовы наращивать производство танк-контейнеров, использование которых может повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта с автомобильным. Руководитель отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Георгий Зобов в ходе конференции «Подвижной состав для химических грузов 2017» констатировал факт трансформации рынка перевозок наливных грузов.

Наиболее серьезное изменение обусловлено тем, что потребность грузовладельцев в использовании универсальных цистерн снизилась и будет снижаться в связи с развитием трубопроводного транспорта. В частности, представитель ИПЕМ отметил, что в период с 2010 по 2016 г. объем перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом сократился на 8,4% – с 269,7 млн т до 247,1 млн т. Те самые недостающие 23 млн тонн нефти и нефтепродуктов «переключились» на альтернативные виды транспорта: на длинном плече – на трубопроводный транспорт, на коротком – на автомобильный.

Цистерны против трубыВ результате такого недобора наливного грузопотока невостребованными уже остались свыше 25 тыс. вагонов. При суммарном росте объёмов производства нефти и нефтепродуктов с 2010 г. по 2016 г. на 9,9% на железнодорожном транспорте наблюдалось сокращение погрузки на железнодорожном транспорте на 6,7%. Динамика перевозок уходит вниз, ситуация для железнодорожников будет только ухудшаться. В ближайшее время после ввода в эксплуатацию ряда нефте- и нефтепродуктопроводов в России железнодорожный транспорт потеряет не только часть существующей, но и доля перспективной грузовой базы – порядка 20 млн тонн. То есть, цистерны останутся не у дел.

«В качестве частичной компенсации уходящих объемов перевозок в долгосрочной перспективе целесообразно развивать сервисы и оптимизировать тарифную политику по перевозке нефтепродуктов и химических грузов в танк-контейнерах. Например, за период с 2014 по 2016 г. рынок танк-контейнеров показал рост на 30%. Парк танк-контейнеров в РФ составляет 8,5 тыс., – сообщил упомянутый выше Георгий Зобов. – При этом объем грузов, транспортируемых в танк-контейнерах, не превышает 3%. Танк-контейнер позволяет осуществить доставку груза "от двери до двери". Однако при увеличении объемов перевозок грузов в танк-контейнерах целесообразно создавать условия для их привлечения на железнодорожный транспорт».

Цистерны против трубыНа ряде маршрутов использование танк-контейнеров позволит железнодорожникам конкурировать с автомобильным транспортом. За счет высокой универсальности танк-контейнеры являются перспективным сегментом благодаря гибкой логистике. В свою очередь, производители вагонов готовы предложить операторским компаниям свои инновационные разработки, внедрение которых, по их мнению, позволит диверсифицировать рынок перевозок наливных грузов. Так АО НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) создана контейнер-цистерна с котлом из композиционных материалов. Новый танк-контейнер может использоваться для перевозки широкой номенклатуры наливных грузов. Однако представители операторского сообщества видят естественный ограничитель для отечественного производителя. Например, глава компании «Инфотек Балтика М» Александр Алексеев уверен, что «...на рынке танк-контейнеров российские производители не выдержат конкуренции с китайскими производителями, чьи танк-контейнеры существенно дешевле».

Цистерны против трубыТем не менее, надежда на диверсификацию сегмента рынка есть. Эксперты считают, что важным направлением по развитию конкуренции с трубопроводным и автомобильным транспортом может стать переход к использованию инновационных цистерн. В настоящее время более четырех пятых парка вагонов-цистерн на сети железных дорог составляют цистерны для нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородов (СУГ). Инновационные вагоны с повышенной осевой нагрузкой в парке цистерн практически отсутствуют.

Вагоностроители уверены, что уход нефтяных грузов и повышение спроса на перевозку различных химических грузов в цистернах приведут к изменению структуры парка. Начальник управления продвижения продукции АО НПК «Уралвагонзавод» Михаил Бойко считает, что отечественные производители подвижного состава «...готовы удовлетворить спрос операторов на вагоны для перевозки наливных грузов с учетом изменений на рынке перевозок. В частности, вагоностроители ожидают роста спроса на специализированные цистерны для перевозок таких грузов, как аммиак, серная кислота, расплавленная сера».

Цистерны против трубыДиректор по маркетингу ПАО «НПК ОВК» «ТихвинХимМаш» Нина Борисенко сообщила, что предприятие сертифицировало и готово произвести 15 моделей вагонов-цистерн для перевозки широкой номенклатуры химических продуктов. Производственные мощности «ТихвинХимМаша» позволяют выпускать до 3600 инновационных специализированных цистерн в год. По ее словам, «…вагоны данной линейки – инновационные, на каждый из них было получено по десятку патентов. В настоящее время можно выделить четыре вектора направления инноваций: это увеличение грузоподъёмности для «тяжёлых» грузов – это нефть и химические грузы. Другое направление – увеличение объёма для «лёгких» грузов – аммиака, метанола. Также перспективными, с точки зрения введения инноваций, являются применение новых материалов и улучшение ходовой части вагона, а именно оснащение подвижного состава тележками с межремонтным ресурсом в восемь лет или пробегом до 800 тысяч илометров».

Вагоностроительные предприятия УК «РейлТрансХолдинг» (РТХ) также готовы предложить грузовладельцам достаточно большую номенклатуру инновационных вагонов, технические характеристики которых позволяют перевозить различные наливные грузы. «Модельный ряд предприятия включает в себя вагоны-цистерны для различных кислот, застывающих грузов, легковесных и тяжелых продуктов с котлом из углеродистой или Цистерны против трубыкоррозионностойкой стали, с возможностью нанесения химически стойкого покрытия, – рассказал участникам конференции директор по научно-техническому развитию РТХ Анатолий Чепурной. – Инновационный вагон-цистерна для застывающих химических продуктов с внутренней системой разогрева продукта позволяет перевозить 144 вида продуктов».

Упомянутый выше Уралвагонзавод также предлагает операторам инновационный подвижной состав для перевозки широкой номенклатуры наливных грузов, в частности цистерны для нефтепродуктов и химических грузов. Однако в следующем году, по словам менеджера УВЗ Михаила Бойко, «рынок инновационных вагонов может столкнуться с очередным барьером роста: государство прекращает субсидии на покупку инновационного подвижного состава для операторских компаний». А это очень солидная сумма: действующий до конца года размер субсидии при покупке инновационной цистерны составляет 350 тыс. руб.

Цистерны против трубы

Максим Лесников

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить