Единственный с той памятной встречи…Эстонский адвокат и коллекционер военной техники Микк Лыхмус восстановил историю спасенного им танка Т-34-85   единственной сохранившейся боевой машины, которая в составе Красной Армии участвовала в исторической встрече на Эльбе 25 апреля 1945 года...

 

 Единственный с той памятной встречи…

Микк Лыхмус обратился в Выставочный комплекс Уралвагонзавода и сообщил, что в его коллекции есть танк Т-34-85. В 1984 г. машина была установлена на постамент в городе Мякса в честь 40-летия с форсирования реки Эмайыги Эстонским стрелковым корпусом. В 1993 г. местными властями было принято решение снести монумент, а танк разрезать на части и сдать в металлолом. Коллекционер решил выкупить бронемашину. Представители волости согласились обменять раритет на легковой автомобиль. Так «Москвич-2140» Микка Лыхмуса стал первым полицейским автомобилем в волости Мякса.

 Единственный с той памятной встречи…23 года перевезенный новым владельцем танк Т-34-85 простоял рядом с паровыми, молотильными машинами и тракторами на хуторе. Микк Лыхмус занимался восстановлением истории машины. Ему удалось выяснить, что его Т-34-85, произведенный в ноябре 1944 г. на Уральском танковом заводе, был активным участником крупных исторических сражений.

На основании показаний свидетелей и письменных источников стало известно, что мяксаский Т-34-85 – единственный сохранившийся танк, который в составе Красной Армии участвовал в исторической встрече на Эльбе 25 апреля 1945 г. Затем вместе с другими боевыми машинами полка Т-34-85 был отправлен в город Эльва и в течение нескольких десятилетий числился в составе Эльваского танкового полка. В 1984 году боевая машина своим ходом зашла на постамент и стала памятником. Эстонскому коллекционеру пока ничего не удалось выяснить об экипаже боевой машины. Известно, что перед тем, как танк взошел на постамент, на башне был указан номер 021.

 Единственный с той памятной встречи…- Когда я узнал, что танк прошел такой военный путь, решил, что его нужно показать общественности. В конце апреля откроется новый сезон работы Авиационного музея. Я считаю, что люди должны помнить и хранить историю. У кого нет памяти об истории, у того нет будущего, - отметил эстонский коллекционер Микк Лыхмус.

Сегодня мяксаский Т-34-85 выставлен в экспозиции Эстонского авиационного музея. Несмотря на солидный возраст, боевая машина в хорошем состоянии. Специалисты из Финляндии, которые произвели оценку состояния танка, отметили, что Т-34-85 можно восстановить и поставить на ход.

В Выставочном комплексе Уралвагонзавода подтвердили: бронемашина действительно была изготовлена в ноябре 1944 г. на Уральском танковом заводе № 183 в Нижнем Тагиле и сразу после этого направлена на фронт. В годы Великой Отечественной войны на упомянутом предприятии №183 (сейчас Уралвагонзавод) впервые в мире было организовано конвейерное производство танков. Единственный с той памятной встречи… С мая 1942 г. с заводского конвейера каждые 30 минут сходил Т-34. Всего за период Великой Отечественной войны УТЗ выпустил более 25 тыс. боевых машин. Практически каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошел с нижнетагильского конвейера. За 3,5 года на УТЗ было построено почти 40% того количества танков, которое вся германская промышленность создала за 9 лет.

Танк Т-34-85 был принят на вооружение РККА Постановлением ГКО № 5020 сс от 23 января 1944 г. По совокупности боевых и технологических характеристик он является лучшим средним танком Второй мировой войны. Машина оснащена 85-мм пушкой, бронепробиваемость которой обеспечивала поражение всех массовых танков и САУ Германии на реальных дистанциях боя. Системы наблюдения за полем боя и командой управляемости позволяли своевременно обнаруживать и поражать живую силу и технику противника. В экспозиции Выставочного комплекса Уралвагонзавода тоже находится Т-34-85, но у него биография другая…

 Единственный с той памятной встречи…Редакция благодарит
пресс-службу Уралвагонзавода
за организацию публикации

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить