Отгрузки российской строительно-дорожной техники (СДТ) на внутреннем рынке (без учета прицепов и полуприцепов, а также коммунальной техники) в 2019 году выросли по сравнению с 2018 годом на 6% - до 41 млрд руб.


Замедление роста связано с высокой базой прошлого года (отгрузки отечественной СДТ в 2018 году выросли на 31,5%, до 38,7 млрд руб.), а также с приостановкой и последующей отменой постановления правительства № 518 (субсидия лизинговым организациям на предоставление скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной, прицепной и коммунальной техники), программы субсидирования пилотных партий и субсидирования скидок на технику в рамках постановления правительства № 547.

По информации портала Росспецмаш-Стат (объединяет данные компаний, которые выпускают 80% от всего объема производимой СДТ в России), наибольший рост отгрузок на внутренний рынок в 2019 году в количественном выражении зафиксирован в сегменте кранов-трубоукладчиков – в 2,2 раза, кранов-манипуляторов – на 36%, бульдозеров – на 9,2%, катков – на 7%, экскаваторов-погрузчиков и автокранов – на 5%.

При этом фиксируется сокращение отгрузок мини-погрузчиков – на 23%, фронтальных погрузчиков – на 16,5%, колесных экскаваторов – на 3,4%.

Реформа мер господдержки, в частности, привела к отмене программы льготного лизинга, считает замдиректора Ассоциации «Росспецмаш» Вячеслав Пронин. В рамках единой лизинговой субсидии (постановление правительства № 1908) на 2020 год для производителей СДТ и прицепной техники предусмотрено всего 23,5 млн руб., тогда как потребность в субсидиях по данному направлению в последние годы составляла порядка 2,5 млрд руб.

В результате потребители могут еще сократить объемы приобретения продукции отечественного строительно-дорожного машиностроения и занять выжидательную позицию в надежде, что по программе льготного лизинга для отрасли в текущем году правительство выделит дополнительные средства и технику можно будет купить на более выгодных условиях.

Если дополнительного финансирования не последует, то несмотря на общий положительный фон в виде национальных проектов, российские заводы могут столкнуться не только со стагнацией, но и с сокращением производства.