Первый за последние более чем сорок летВчера от причала судостроительного завода «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге отчалил на ходовые испытания, совмещенные с государственными, ледокол «Виктор Черномырдин».


Строящийся по заказу ФГУП «Росморпорт» ледокол вышел с заводской акватории в Финский залив. Это первое судно такого класса, построенное Россией за последние более чем сорок лет. В течение 20 суток сдаточная команда предприятия, экипаж, госкомиссия и представители заказчика проверят работу всех систем и механизмов судна, включая пропульсивную защиту, системы навигации и связи, радиолокационные станции.

По словам гендиректора «Адмиралтейских верфей» Александра Бузакова, ледокол будет сдан в эксплуатацию в конце года: «Это самый мощный неатомный ледокол в мире. Он будет обеспечивать круглогодичную навигацию в северных широтах, выполнять функции научно-исследовательского судна, а также может работать как круизный лайнер и совершать экскурсии на Северный полюс».

Первый за последние более чем сорок лет

Автономность работы судна с дизель-электрической силовой установкой составляет 61 сутки. В первом походе программой испытаний предусмотрено проведение маневрирования, включая разворот на 180 градусов на месте, и скоростные испытания, в том числе оценка устойчивости ледокола на полном ходу, а также испытания на тяговые усилия. Сдаточная команда выполнит спуск дежурных шлюпок, когда судно будет идти со скоростью 5 узлов. Также будут тестироваться системы ручного и автоматического управления курсом.


«Виктор Черномырдин» построен по классу автоматизации Aut1, когда судном может управлять всего один человек – капитан. Для проверки работы судна в этом режиме экипаж «отстранят» от несения вахты на 24 часа, управление будет осуществляться только с ходового мостика. Ледокол оснащен двумя вертолетными площадками, ангаром и комплексом хранения и заправки вертолетным топливом. Вертолет, обеспечивающий испытания, совершит дневные и ночные взлеты и посадки, будут проверены радиомаяк и радиосвязь судна с вертолетом.

Первый за последние более чем сорок лет

В соответствии с условиями госконтракта, ледовые испытания в арктических морях судно водоизмещением 22 258 тонн пройдет уже после передачи заказчику, поскольку ледовое поле необходимой толщины и прочности установится только в марте-апреле 2020 года. Ледокол способен развивать скорость около 17 узлов на чистой воде и проходить двухметровые льды в сплошном поле со снежным покровом 20 сантиметров со скоростью 2 узла на переднем и заднем ходу. У судна для работы в условиях низких температур есть система пневмообмыва корпуса против образования снежно-ледовой корки. Экипаж – 38 человек.

В пресс-службе судостроительного завода редакции уточнили, что «Виктор Черномырдин» предназначен для ледокольной проводки и буксировки судов. Ледокол способен обеспечивать подводные работы на буровых и нефтедобывающих платформах, прокладку подводных трубопроводов, исследования морского дна. А также перевозить и снабжать научные экспедиции в Арктике и Антарктике: на судне помимо основного экипажа в одноместных и двухместных каютах размещаются до 90 человек. Предусмотрены лаборатории для научного оборудования. Ледокол может выполнять функции пожарного судна: на нем смонтированы три пожарных ствола для тушения как пеной, так и водой.

Первый за последние более чем сорок лет

Фото: пресс-служба судостроительного завода «Адмиралтейские верфи»