При господдержке рынок сам себя отрегулируетЧасть перевозчиков считает, что порядок на рынке поможет навести только госконтроль. Другие настаивают на саморегулировании.


Ассоциация «Дальнобойщик» провела опрос среди транспортников. Низкие расценки на перевозки отметили 21,25% респондентов, мошеннические схемы – 17,7%, оплату в системе «Платон» – 15,88%, нехватку доступных кредитов – 8,4%, весогабаритный контроль – 7,89%, неквалифицированные кадры – 6,96%, тахографический контроль – 7,3%, ремонт и обновление автопарка – 6,33%.

Одно из препятствий, не дающих работать всем одинаково, – «черный» рынок. По некоторым оценкам сегодня в автоперевозках до 60% собственников транспорта – физические лица. Они не зарегистрированы как предприниматели, не платят налоги, не соблюдают нормы безопасности, осуществляют доставки товаров на автомобилях, требующих ремонта. Фактически у них нет затрат, которые несет перевозчик, работающий по прозрачной схеме. В данном случае участники рынка находятся в неравных условиях.

Еще одна проблема грузоперевозок – многочисленные поборы. Например, при весогабаритном контроле. Автотранспортники считают, что за параметрами в данном случае должны следить грузоотправители, но их обязанность и ответственность переложена государством на перевозчика, которому и выписывается штраф 400 тыс. руб., хотя по правилам за перегруз на первый раз предусмотрено предупреждение.

Ассоциация «Грузавтотранс» предлагает два универсальных способа: ввести в управление отраслью саморегулируемые организации и допуск на рынок. «Допуск на рынок решит проблемы, – придерживается мнения руководитель организации Владимир Матягин. – Добросовестным перевозчикам надо вырабатывать совместные решения и помогать государству в наведении порядка». Считается, что Госдума должна принять федеральный закон об организации грузоперевозок, в котором была бы прописана система доступа грузовых автомобилей и экспедиторов на рынок.

Многие все же уверены, что только когда государство выполняет свои контролирующие функции, можно рассчитывать на порядок, а лицензирование – не совсем верный путь в данном направлении. Да, государство регулирует деятельность в отрасли, есть соответствующие регламенты взаимоотношений перевозчика и грузоотправителя. Однако проблема в том, что правила не соблюдаются и государство не контролирует их выполнение. Если будет госконтроль, то в остальном рынок сам себя отрегулирует.