В сегменте легкого коммерческого транспорта российская торговая площадка заметно оживилась: динамика реализации малоформатной техники пошла вверх. Отечественный автопром в этой группе машин пока впереди, но постепенно уступает рыночную нишу зарубежному производителю…

Свет мой, зеркальце, скажи…
Статистика продаж малоформатных коммерческих машин пока на стороне российских автопроизводителей –  два наших автогиганта «Группа ГАЗ» и УАЗ удерживают 62,81 % рыночной ниши.  Впрочем, это весьма условное достижение, поскольку в динамике роста продаж мы начали сдавать свои позиции, уступая место зарубежным легким коммерческим автомобилям  (LCV – Light Commercial Vehicle). 

Из  всех проданных за 2012 г. в России 188 095 машин на долю ГАЗ припадает 90 034 ед. реализованной техники. Это почти половина рыночной емкости (47,98 %), но годом ранее автогигант держал где-то 51,06 %. Из-за практически нулевого роста «Группа ГАЗ» за год не продвинулась вперед, прибавка в 213 автомобилей оказалась слишком мизерной на фоне прироста других производителей.
А вот УАЗ, работающий под патронатом Sollers, в сегменте легких коммерческих машин относительно предыдущего календарного периода приплюсовал 5,52 %, реализовав 27 885 ед. техники. Это, кончено, выше показателей 2011-го, когда продажи достигли 26 422 ед. LCV, но тогда динамика роста относительно 2010-го была выше и составила 8,6 %.

Если сопоставлять результаты работы наших заводов с темпами продаж пришлых к нам на рынок производителей, то динамика made in… весьма позитивна. Это не камень в сторону нашего автопрома, а констатация реалий на российской торговой площадке, озвученная экспертами комитета производителей коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса.
Правда, в стане зарубежных производителей ярко прослеживаются признаки «броуновского движения». К примеру, занимающий третью строчку в торговом хит-параде Volkswagen NFZ (Volkswagen Коммерческие автомобили) продал в 2012 г. на территории России 16 161 автомобиль LCV, что на 30,9 % больше предыдущего календарного периода. А в 2011 г. на российской торговой площадке LCV третью позицию занимал Fiat, который   продал 12 942 машины, но после разрыва с Sollers, на предприятиях которого в Татарстане собирались LCV Fiat Doblo и Ducato, итальянцы в 2012-м оказались на седьмой строчке рейтинговой таблицы, продав в РФ всего 5 959 машин LCV. Это наполовину меньше показателя за 2011 г. (–54 %). Закономерно, что в опустевшую нишу тут же умело вошел Volkswagen.
Впрочем, на пустующую производственную площадку сборки автомобилей Sollers в Татарстане вместо Fiat уже пришел Ford с обновленной версией своей модели Transit. Этому производителю у нас принадлежит четвертая позиция. Он имеет в зачете 12 962 проданных в 2012-м легких коммерческих автомобилей. Темп роста относительно 2011-го составил +46,2 %.
Ford Sollers в Елабуге только в январе 2012 г. начал выпуск Transit в модификациях Van (цельнометаллический фургон), Single cab (шасси с одинарной кабиной), Double cab (шасси с двойной кабиной), Bus (микроавтобус) и Kombi (8-местный комби). Если в I и II кварталах на этой площадке произвели в пределах 2,2 и 2,7 тыс. автомобилей LCV соответственно, то потом сборка начала расти и в IV квартале было изготовлено уже 4 313 ед. Не исключено, что уже в нынешнем году Ford обскачет Volkswagen. И хотя это всего лишь предположения, конкуренция между этими двумя гигантами рынка  будет нешуточной. Высоты ГАЗа и УАЗа для них пока недосягаемы, но формировать производственную политику в сегменте LCV и влиять на нее они уже в силах.
Французский Peugeot с показателем 9 933 проданных ед. своих LCV в рейтинге таблицы пятый. К 2011-му он прибавил в росте 4,6 %. Правда, ему в спину дышит Toyota, проснувшаяся от обвальных прошлых лет. На ее счету не просто 7 242 проданных у нас машин сегмента LCV, а самый высокий прирост +77,58 %. Такой прибавки не получил ни один из присутствующих на нашем рынке производителей, а ее земляки Hyundai и Isuzu в объемах продаж на таможенной территории РФ вообще обвалились относительно 2011-го на 53 % каждый.

Нам бы ночь продержаться да день простоять…
Отечественные производители легких коммерческих автомобилей держатся на рынке за счет сравнительно небольшой цены. Правда, есть и обратная сторона медали – устаревающий модельный ряд «Газелей» грузового и пассажирского исполнения, ульяновских «буханок» и «таблеток». Как, впрочем, и сегмент малолитражных пикапов, хотя там ситуация легче. Не добавляет привлекательности и отсутствие производства специальных надстроек на шасси LCV. Некоторая подвижка здесь началась, но дальше выставочных экземпляров и небольших партий спецтехники дело не пошло.
Некоторые эксперты склонны утверждать, что вхождение LCV «Группы ГАЗ» в дизельное исполнение спасло автопроизводителя от полного обвала, но многие потребители считают, что эта мера оказалась запоздалой: в нише прочно обосновались европейские, заокеанские машины с дизельным силовым наполнением.
В среднем наши LCV с клеймом ГАЗ и УАЗ по стоимости в 2–2,5 раза дешевле «одноклассников» made in… Но суть дела не в цене: наша «Газель» образца 1990-х существенно уступает постоянно обновляющимся коммерческим малолитражкам импортного производства по стоимости владения, комфорту, надежности, безопасности и, главное, моторесурсу. Правда, появившаяся «Газель-Бизнес» с увеличенным ресурсом и растянувшимся межсервисным пробегом машины с 10 до 15 тыс. км в некоторой степени спасла положение.
В нынешнем году Горьковский автозавод может подняться за счет новинки «Газель-Next». Большого скачка не будет, но остановить спад доли в рыночной емкости можно. Практически приход Next олицетворяет первую попытку нашего автогиганта коренным образом поменять имидж модельного ряда LCV с момента зачатия семейства «Газелей». Когда это материал готовился к печати, Next поставили на конвейер. Ранее президент «Группы ГАЗ» Бу Андерссон говорил, что «Газель-Next» будет не только самым надежным автомобилем в России, но и самым лучшим в своем классе, в т. ч. и в группе газомоторных машин LCV, работающих на сжатом газе. Напомним, в базовой версии Next имеет 120-сильный дизельный двигатель Cummins ISF и пятиступенчатую механическую коробку передач собственной разработки. Газомоторное исполнение лишь добавит популярности.
По словам Бу Андерссона, в 2013 г. завод намерен выпустить 22 тыс. автомобилей Next. При этом стоимость выходящего в торговую сеть автомобиля в базовой комплектации будет составлять где-то 699 тыс. рублей, что практически в два раза дешевле импортных аналогов.
Добавит Горьковскому автозаводу баллов запланированный выпуск LCV Mercedes-Benz Sprinter, правда, стоить он будет  свыше  миллиона рублей. 
Что касается «буханок» и «таблеток» Ульяновского автозавода, которые стали неотъемлемой частью российского сегмента LCV, то в нынешнем году, как и в несколько последующих лет, им альтернативы не будет. Правда, для своего класса  это слишком энергоемкая машина. Незначительные усовершенствования пока мало пошли УАЗу на пользу. Если в городах сейчас прослеживается тенденция к увеличению парка машин скорой помощи на шасси импортных LCV, которые экономичнее, комфортнее и более мобильны, то райбольницы и ФАПы продолжают тяготеть к проверенным временем «таблеткам» –   УАЗикам санитарного исполнения. Полный привод и высокий клиренс машин с вагонным исполнением кузова, их высокая ремонтопригодность незаменимы для российской глубинки. Сельскую медицину, оперативные службы энергетиков, газовиков, полиции, лесников, военное ведомство вряд ли можно сегодня представить без этой машины.

Статистика показывает, что удельный вес легких коммерческих автомобилей семейства УАЗ-3303(6), УАЗ-3741, УАЗ-3909, УАЗ-39094 и их модификаций в рыночной емкости РФ составляет до 15 %.
Следует отметить, что УАЗ пока является единственным вошедшим в ТОП-5 представителем LCV от российского автопрома в Дальневосточном округе, где статистика на стороне японских брендов: более двух третей рыночной емкости между собой делят LCV Toyota, Nissan и Mazda. Позиции Ульяновского завода на Дальнем Востоке усилились нынешней зимой. На практике оказалось, что японская техника санитарного исполнения «слишком городская» и не смогла обеспечить нормальное функционирование служб экстренней медицинской и неотложной помощи. В срочном порядке пришлось закупать проверенные временем автомобили УАЗ, поскольку для дальних выездов за пределы городов из-за обильно выпавшего снега медикам Приморья часто приходилось использовать даже вездеходные пожарные автомобили.

Зарубежные «проходимцы» уже в России
Уповать на спрос и популярность своих полноприводных машин Ульяновскому автозаводу не следует. Ситуация уже не та… Позиции нашего гиганта расшатывает выше упомянутый Volkswagen, другие зарубежные производители. Пример можно взять с реальной ситуации в Краснодарском крае. В феврале парк санитарных машин там обновили сразу 61 автомобилем Volkswagen, из которых 45 ед. техники были в исполнении полного привода. И хотя Transporter полной альтернативой нашим классическим «таблеткам» на шасси УАЗ пока не стал, это для ульяновцев все-таки тревожный сигнал: легкие и комфортные малолитражки с немецким клеймом имеют более высокий моторесурс, они приемистые в наборе скорости, реже ломаются и уступают ульяновским машинам разве лишь в размере дорожного просвета, что в условиях бездорожья является важным фактором. Но в перевозке больных Volkswagen мягче на ходу и салон более  теплый.
Нужно сразу сказать, что полноприводные автомобили VW серии Т5, которые производятся в Ганновере (Германия), Познани (Польша) и Калуге (Россия), становятся у нас весьма популярными. Тот же Transporter Kasten санитарного исполнения, пришедший в медучреждения Краснодарского края, скорее VIP-автомобиль, нежели классическая «таблетка». При его сравнительно небольших размерах высота салона доведена до 1,8 м. Независимый от основного силового агрегата отопитель создаст комнатный комфорт даже в трескучие морозы, а менее угловатый кузов имеет хорошую теплоизоляционную защиту. Современные стеклопакеты в оконных и дверных проемах тоже подобраны с учетом теплоизоляционных свойств. К тому же они в тандеме с современной обшивкой кузова дали двукратное снижение внешнего шума.
Появление в модификациях Transporter полного привода 4MOTION добавило популярности. В такой версии машины комплектуются не стандартными дизельными двигатели TDI с мощностью 102 л. с., а более сильными моторами на 140 и 180 л. с. и 6-ступенчатой механической коробкой передач. Краснодарская партия укомплектована моторами 2.0 TDI на 140 «лошадок». В линейке Volkswagen Transporter пятого поколения с исполнением 4MOTION также появился новичок модификации Rockton, предназначенный для тяжелого бездорожья. Кроме полного привода он отличается от классических вездеходных версий наличием механической блокировки дифференциала заднего моста, усиленными пружинами и амортизаторами.
Если Rockton массово появится на наших дорогах, то отечественным производителям полноприводных машин оперативного предназначения даже при условии двукратной разницы в цене придется уступить часть своей доли в рыночной нише, т. к. стоимость владения экономичной дизельной машиной VW, ее моторесур, увеличенный межсервисный интервал обслуживания, редкие поломки более привлекательны для потребителя.
Серия VW Т5 подкупает также широким силовым диапазоном моторной комплектации, грузоподъемностью. В отличие от нашей «буханки/таблетки» с классическим кузовом и потенциалом в 600–925 кг грузоподъемности (УАЗ-3303 – 1 225 кг), и бензиновым двигателем ЗМЗ-4091 на 112 л. с., Transporter с высокой крышей в объеме грузового отсека 9,3  м3 имеет грузоподъемность 1,4 тонны. Потому на рынке России уровень продаж автомобилей семейства Volkswagen T5 за прошлый год подскочил сразу на 34,3 % и составил 7,2 тыс. ед. В 2011 г. этот показатель достигал лишь отметки в 5,4 тыс. автомобилей.

Многие производители сейчас оправданно пошли на разветвленную силовую комплектацию LCV, поскольку потребители могут выбрать ТС под специфику и географию условий эксплуатации машины. На том же заводе Ford Sollers в Елабуге собирается Transit с дизельным двигателем Global Puma 2,2 л. мощностью 100, 125, 155 л. с. А в первой половине 2013-го линейку легких коммерческих автомобилей дополнит модель Tourneo Custom с дизельными моторами Duratorq TDCi объемом 2,2 л  и упомянутого выше силового диапазона. Средний расход топлива будет щадящим – все те же 6,5 л/100 км.
Если учесть, что наш автопром в силовом наполнении машин и разнообразии моторов весьма консервативен, то потеря емкости рынка вполне понятна – прибавку в продажах получают зарубежные производители. Потому заметный прорыв осуществили Citroen, продавший 5 038 автомобилей LCV (+58 %), Mercedes-Benz Vans, на счету которого 3 974 легких коммерческих машин (+ 47 %) и Renault с 1 763 проданными LCV (+138 %). В некотором роде рекордсменом в приросте объемов реализации маломерной коммерческой техники можно было бы назвать Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ). Он после весьма сложной экономической ситуации  сделал скачок с трех единиц произведенных в 2011 г. машин до 214 автомобилей в 2012-м.
Занимающей в рейтинговой таблице первую строчку «Группе ГАЗ» радоваться, пожалуй, не стоит: нулевой прирост (если быть более точным, то 0,24 %) весьма тревожный симптом. Практически это грань, за которой следует скатывание и сдача хороших позиций на всей торговой площадке, где в прошлом году произошло серьезное увеличение объемов продаж. И число там знаковое, если не магическое. Эксперты округлили рост продажи легких коммерческих машин в 2012 г. относительно 2011-го до 7 %. Возможно, сделали правильно и оправданно, поскольку в точном выражении имеем числа зверя из «трех шестерок» – 6,66 %. А в природе для грациозной газели любой зверь представляет опасность…

Валентин Ожго.
Фото автора.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить