Сегодня самому старейшему машиностроителю России, бывшему министру тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, Герою Социалистического Труда Александру Александровичу Ежевскому исполняется 100 лет…

 

 

От рабочего до министра

Родившись за два года еще до той революции (3 ноября 1915 г.) в семье рабочего, Александр Александрович по своему жизненному циклу «захватил» и познал практически три разные эпохи – царскую, коммунистическую и современную Россию. А еще он жил под бело-сине-красным флагом, красным знаменем и вот сейчас снова оказался под развивающимся над головой триколором. Из тех, кто не только застал те разные эпохи и полярные друг к другу общественные строи, но и занимал важные посты в правительстве Союза ССР, в России осталось мало...


Если вчитываться в строки биографии, то в жизни парнишки из далекого города Тулун Иркутской губернии было много испытаний, начиная с трудного детства. Впрочем, легкой его жизнь в последующие годы тоже вряд ли назовешь. Семилетка по тем временам считалась хорошей школой жизни и стартовой площадкой во взрослую жизнь. Он эту ступень прошел не то чтобы легко, но успешно. Потом был рабфак и учеба токарному делу на Иркутском машиностроительном заводе, после чего работа в бригаде отца по специальности токаря на участке металлообработки.


Вот так началась трудовая биография с записями в книжке, в которой даже к нынешнему 85-летнему рабочему стажу никак не получается поставить точку: действующий главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского технологического института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка Россельхозакадемии и советник министра сельского хозяйства не перестает удивлять своей работоспособностью. Он и 100-летний юбилей встречает на работе.


Такой энергией запитан не каждый, она есть у людей еще того поколения, познавшего все тяготы и невзгоды. Впрочем, нужно понимать что за «красивые глаза» тогда высокие посты и высшие государственные награды не давали. А у Героя Социалистического Труда Александра Александровича Ежевского их не счесть: четыре ордена Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, многие медали. И не только награды. Заметьте, «за просто так» депутатом Верховного Совета СССР тогда тоже не избирали, а ему мандат доверия избиратели давали в 11 созывах. Заслужил.


Он выделился еще в те времена, когда в далеком 1939-м как выпускник факультета механизации Иркутского сельскохозяйственного института готовил на Челябинском тракторном заводе защиту диплома по теме «Форсирование дизель-мотора» для трактора «Сталинец-65» (С-65). Защитился блестяще. Потом это и стало его кредо по жизни: обладатель золотого значка «Почетный ЧТЗист» уже в статусе министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР не забывал ЧТЗ и принимал участие в производстве новых дизельных моторов, в т. ч. опекал выпуск танка Т-72-М. И не только опекал ЧТЗ...


С рекордом, который никто в мире так и не смог побить  

В годы Великой Отечественной войны Александра Ежевского на фронт не пустили, у него был другой фронт – до 1942 -го учил студентов в своем же сельхозинституте, а потом партия сказала «Надо!» и он, ответив «Есть!», отправился на Иркутский авторемонтный завод главным инженером. Там тоже был фронт – выпускали автомобили для фронта: по ленд-лизу туда доставлялись машинокомплекты для «отверточной» сборки автомобилей «Студебекер», «Форд», «Шевроле», «Додж».


Уже в мирное время, когда А. А. Ежевский стал там директором (1947 г.), предприятие модернизировали и расширили, чтобы уже в 1950 году начать серийное производство отечественного грузовика ГАЗ-51. Через год завод достиг проектной мощности – 50 автомобилей в сутки. По разным подсчетам Иркутским автосборочным заводом по 1952 год было выпущено 11 418 грузовиков ГАЗ-51 и 29 277 автоприцепов АП-3.


Потом Александра Ежевского назначили директором Алтайского тракторного завода, где нужно было наладить производство дизельных тракторов ДТ-54: только на освоение целинных и залежных земель в Сибири и Казахстане было в короткий срок направлено 9 630 дизельных тракторов 54-й модели. После Алтая был «Ростсельмаш», где уже опытный хозяйственники и руководитель Ежевский организовал производство самоходных косилок, кукурузоуборочных, зерноуборочные комбайнов, почвообрабатывающих машин и овощеперерабатывающих агрегатов. В 1954-м его вызвали в Москву, назначив заместителем министра автомобильного, тракторного и сельхозмашиностроения СССР.


Были и другие важные посты. В созданное Всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника» по продаже сельхозтехники, запчастей, минеральных удобрений, организации ремонта и использованию машин А.А. Ежевский пришел в 1962-м и проработал там до 1980 года. Масштабы и объемы у «Союзсельхозтехники» получились невиданные и до нынешней поры никем в мировой практике так и не осилены: штатная численность по стране почти 2 млн человек и свыше 3,5 тыс. районных отделений, 536 ремонтных заводов, 1 100 станций технического обслуживания автомобилей, 1 000 станций обслуживания животноводческих ферм, а еще - мастерские общего назначения, механизированные отряды, автобазы, учебные центры…


Министром тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР А.А. Ежевский стал в 1980 году и руководил этим ведомством долгих 8 лет. Хорошо руководил, оставив свой след в истории отечественного машиностроения. Впрочем, почему оставил? Он его и поныне оставляет: Герой Социалистического Труда, заслуженный машиностроитель РФ, член бюро механизации Российской сельскохозяйственной академии, академик Российской академии проблем безопасности и правопорядка такой же энергичный. И работает, и учится, и других учит. А еще ему по роду трудовой деятельности ему приходится много ездить по миру. Вот через пару дней Александра Александровича ждут в Ганновере (Германия) на международном салоне «Агритехника-2015» (Agritechnica-2015)...


 

 

В дальнем зарубежье юбиляра ждет подарок

 В Ганновере российская экспозиция производителей сельхозтехники, организатором которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при поддержке Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш», будет представлена 16 отечественными компаниями, к развитию которых в свое время Александр Александрович приложил много труда. Наши заводы выступят в тематических направлениях: «Зерноуборочная и кормоуборочная техника»; «Тракторы», «Машины для послеуборочной обработки и хранения зерна».


Ожидается, что «Агротехмаш» покажет свой инновационный трактор Terrion 7-го класса, «Ростсельмаш» выставит несколько единиц техники, среди которых зерноуборочный комбайн нового поколения RSM 161, «Воронежсельмаш» покажет уникальный фотосепаратор, а «Петербургский тракторный завод» презентует обновленный «Кировец» К-744Р 4.


Многие отечественные производители техники уже сообщили, что их экспозиции на зарубежной выставке будут своеобразным подарком человеку-легенде А. А. Ежевскому и его 100-летнему юбилею. Он это заслужил…

Валентин Ожго

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить