По данным статистики Госавтоинспекции МВД России, за последние девять месяцев из-за нарушений Правил дорожного движения водителями автобусов произошло 3532 ДТП, что на 9% больше показателей аналогичного периода прошлого года, погиб 241 человек (рост на 37,7%), ранения получили почти 5,5 тысяч человек (рост на 11,9%).

Цифры говорят о  необходимости изменений в сфере безопасности пассажирских перевозок. Особенно актуален вопрос в сфере организованных детских перевозок: осенью, в начале учебного года, когда существенно растет число экскурсий и других поездок школьников.

Существующие Правила организованной перевозки группы детей автобусами уже несколько раз за последнее время терпели изменения. С 1 июля 2015 г. был вписан ряд регламентирующих требований к классификации и профессиональной надежности, которым должен соответствовать водитель автобуса (стаж вождения – от года), для контроля режимов труда и отдыха обязали ставить на борт автобуса тахограф, а срок службы самих автобусов ограничили десятью годами – транспорт, которому за десяток перевалило, детей возить не должен.

За несколько дней до вступления в силу изменений о возрасте автобуса отложили нововведение до 1 января 2017-го. Такое решение объяснили объективными причинами – на обновление автопарка требуются значительные временные и материальные ресурсы. Отсрочка же даст перевозчикам время на переоборудование парка автобусов.

Комментарии:
Е. Астахова, генеральный директор транспортной компании «Прибыль»: «Очень мало у кого из перевозчиков есть автобусы не старше 10 лет. У кого-то один или два, максимум три таких машины, но этого же мало. А стоят такие автобусы очень недешево. Например, Хагер (Higer), производство Китай, 35-местный новый стоит около 6 миллионов рублей, 47-местный обойдется компании в 9 миллионов. Подержанные трехлетние – от 4 до 6 миллионов рублей. Наши российские автобусы не конкурентно способны».
Средства, вложенные в переоборудование парка, должны быть отработаны компанией, но, по словам директора, цены, за которые осуществляются перевозки, слишком низкие, чтобы быстро вернуть затраченные деньги, особенно в условиях экономического кризиса.
Для некоторых перевозчиков нововведения не стали проблемой. Так, по словам генерального директора «Мосгортура» В.Овчинникова, его компания осуществляет перевозку детей, соблюдая вступившие в силу требования еще с 2014 г., поэтому на их деятельности это никак не отразилось.

Виктор Коваленко, перевозчик ООО «Сибтехсервис-1» из Кемеровской области, отметил, что их компания арендует автобусы, находящиеся в муниципальной собственности города Кемерово, и обновление парка пока не происходит. «Насколько мне известно, заявка на замену транспорта подана администрацией города на 2016 г. Сколько времени понадобится – не могу сказать, по-видимому, все будет зависеть от наличия средств в бюджете и возможностей Павловского автозавода по выполнению заявок».

Г. Мирошин, эксперт ассоциации «Рустахоконтроль»: «Очень часто приходится слышать мнение, что автобусы для перевозки детей нужно исключить из-под оснащения тахографами. И это мнение пытаются обосновать большой экономической нагрузкой на владельцев транспорта, которые занимаются таким социально важным видом перевозок, как перевозка детей. Забывая при этом, что никакие экономические причины не могут служить обоснованием для того, чтобы рисковать человеческой жизнью, а тем более, если речь идет о детях. В первую очередь, под жесткий контроль соблюдения норм времени вождения и необходимых перерывов в вождении должны попасть именно те водители, которые осуществляют перевозки детей, и в этом случае нет никакого оправдания для нарушителей».
Также Г. Мирошин отмечает необходимость ввести ответственность мастерских, которые оборудуют автобусы для перевозки детей, поскольку зачастую при установке тахографа они вносят изменения в конструкцию транспортного средства, подчас не задумываясь о последствиях своих действий. «При этом нарушаются требования Технического регламента Таможенного Союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» и устанавливаются тахографы, непредусмотренные заводом-изготовителем в конструкторской документации, или не калибруются по правилам, изложенным в регламенте».